Рыболовный спорт

Матчевое будущее

В прошлом номере РОГ я позволил себе предположить, что возобновление практики проведения матчевых встреч по спиннингу может стать поворотным событием в истории нашего рыболовного спорта. Теперь попробую это обосновать, перечислив ряд преимуществ этой системы проведения соревнований.

Подойдет любой водоем.

Первое очевидное преимущество матчевых встреч перед многокомандными соревнованиями — на несколько порядков расширяется круг водоемов. Чтобы собрать в одну большую кучу 10 команд по три человека, нужно 30 лодок, 30 спальных мест, 30 тарелок, ложек, вилок, стаканов. Такое богатство мало где имеется. Кроме того, акватория ловли тоже должна позволять спортсменам ловить рыбу, а не толкаться спинами и другими частями тела в борьбе за ограниченное количество «точек». Таким образом, для лодочных этапов подходит считанное число счастливым образом не успевших развалиться баз на водохранилищах, а для береговых — ограниченные по краям флажками участки больших рек по несколько километров длиной. А вот для матчевой встречи подойдет и небольшой пруд или озеро, и база класса «VIP» где-нибудь в дельте Волги или в другом заповедном месте, рассчитанная на ограниченное число персон, и даже небольшая форелевая речка. Найти шесть лодок намного легче, чем тридцать, разместить участников встречи можно хоть в деревенском доме, хоть на элитной яхте, да просто прокормить и обеспечить посудой шесть человек проще, чем 30 или 40. В том же Бармино, в отличие от Истры и Велегожа, Волга большая — места и рыбы всем хватит, а вот обеспечить большую ораву однотипными лодками и крышей над головой на сегодняшний день пока просто не реально. Поэтому там вряд ли когда-нибудь пройдет, скажем, этап МСЛ, а вот матчевая встреча уже состоялась, и, как говорится, дай Бог не последняя! А ведь мест не хуже Бармино, если поискать, найдется на той же Средней Волге немало.
Ближе к рыбалке, чем к протоколу.
Очевидное преимущество — это сама содержательная часть, называемая ловлей рыбы, и ее итог, который выражается в пойманных экземплярах. Количество участников матчевой встречи сравнимо с количеством людей, отправляющихся на совместную рыбалку. Соответственно, и сам процесс ловли намного ближе к нормальной рыбалке, нежели к позиционной борьбе. Даже если какого-нибудь удачливого спортсмена захотят обрубить максимальное число соперников (трое), два других члена команды смогут спокойно ловить рыбу, не отвлекаясь на «позиционирование». Если на многокомандных соревнованиях сильнейшими спортсменами являются те, кто лучше умеет ловить в толпе, то в матчевых встречах преимущество получат уже те, кто лучше умеет ловить рыбу вообще. Ну а что касается качества уловов — так правило «много рыбаков — мало рыбы» известно давно. Если уж есть возможность в данный день на данном водоеме завалить пудового крокодила, то скорее это произойдет, когда на воде шесть лодок, нежели когда их тридцать, — думаю, опытные рыболовы со мной согласятся.
Организационная структура соревнований.

Во всех командных видах спорта есть три основных типа организации соревнований: круговая система (каждый с каждым, на своем и на чужом поле), олимпийская система с выбыванием, и комбинация этих двух систем (групповые турниры, затем — четвертьфиналы, полуфиналы и финал по олимпийской системе). И лишь в рыболовном спорте соревновательный процесс сводится к тому, что некая совокупность команд периодически собирается на водоемах. В большинстве случаев определение официального статуса соревнований и принципы подбора участников не поддаются никакому логическому объяснению. Единственная на сегодняшний день более-менее структурированная система — это первенство Московской спиннинговой лиги, но и здесь пока остается масса нерешенных организационных вопросов. Трудно себе представить, чтобы наши футбольные чиновники, например, обсуждали, стоит ли включать в турнирную таблицу чемпионата России результаты некоторых кубковых матчей. А в Правлении МСЛ регулярно поднимаются вопросы о включении или не включении в рейтинг тех или иных соревнований. Матчевая система позволит раз и навсегда снять подобные вопросы, равно как и уйти от ставшего камнем преткновения понятия «рейтинг».
Освещение в mass-media.

Любому СМИ интересно публиковать ту информацию, которая интересует его читательскую (зрительскую, слушательскую) аудиторию. Давно уже известно, что применительно к соревнованиям простых рыболовов в первую очередь интересует ответ на вопрос «Поймали чего-нибудь путное?» Если не поймали — дальнейший интерес к мероприятию пропадает. Анализ протокольных данных простому рыболову-практику важен так же, как водителю троллейбуса — котировки фьючерсов на рынке FOREX. Отчет о соревнованиях, на которых победитель в каждом туре поймал кучку микро-окуньков общим весом 400 граммов и победил по сумме мест, вызывает у читателей минимальный интерес. Зато от корки до корки прочитываются материалы о новых рыбных водоемах, об особенностях клева в данный календарный период, рекомендации по приманкам, снастям, технике и тактике ловли. Особенно если речь идет о поимке действительно достойных экземпляров, ради которых люди и ездят на рыбалку. Возьму на себя смелость утверждать, что шестеро участников матчевой встречи смогут «пробить» любой новый водоем и дать необходимые рекомендации по нему ничуть не хуже (а, скорее, лучше), чем 30-40 полупьяных участников «серьезных официальных соревнований». Если участников любого сборища разбить попарно и отправить на разные водоемы, информация, поступающая от них, будет иметь значительно большую ценность, чем протокол очередного «избиения мальков». Для чисто рыболовных изданий будет постоянный источник для пополнения таких популярных рубрик, как «Вести с водоемов» или «Куда поехать на рыбалку», кроме того, и неспециализированные издания найдут для себя что-то интересное — от простой спортивной статистики типа «очки-голы-секунды» до эффектных фото- и видеоматериалов
Спонсорская поддержка.

На сегодняшний день в подавляющем большинстве случаев все сводится к тому, что организаторам соревнований удается получить от торговых фирм несколько «палок» и катушек для премирования победителей. Сами спонсоры в лучшем случае получают за это слова благодарности, высказанные публично, в худшем — вообще ничего. «Призовые» снасти спортсмены часто сразу продают, если же нет, то рабочие качества в борьбе с крупной рыбой демонстрируют где угодно, только не на соревнованиях. Коммерческий выход от вложений в рыболовный спорт пока минимален.

Между тем рыболовный спорт пока практически не работает на раскрутку туристической индустрии. Это естественно — ни одна туристическая фирма не продает туры в Осташево, Скнятино или на Пятницкий плес, где сеть сорок лодок и коек. А те базы, на которые люди едут ловить рыбу за собственные деньги (зачастую немалые), просто не рассчитаны на большую толпу. Проведение соревнований — прекрасная возможность сделать себе рекламу для любой базы или рыбхоза. Уверен, что если матчевая система соревнований будет развиваться, недостатка в предложениях от владельцев баз в различных регионах страны не будет. Вместо дежурного «спасибо нашим спонсорам» они будут получать реальную коммерческую раскрутку. И уже бизнесмены станут говорить «Спасибо нашим спортсменам, что публично продемонстрировали, как у нас много рыбы». Приведу слова руководителя базы «Бармалэнд» (на которой прошла первая матчевая встреча этого столетия) Александра Черемхина: «Возможно, господам бизнесменам следует поторопиться и уже сейчас присмотреться к элите рыболовного спорта. Учитывая, какими темпами развивается индустрия рыболовного туризма, может получиться, что звезд рыболовного спорта на всех не хватит».

Стоит отметить, что ориентация на туристический бизнес не оттолкнет от рыболовного спорта и другие направления бизнеса, а, скорее, напротив привлечет. Об этом свидетельствует положительный опыт организации «Кубка сезона» и «Кубка чемпионов» в прошлом году- организатором выступал представитель туристического бизнеса (Александр Машков), при этом рыболовно-торговые фирмы с удовольствием оказывают спонсорскую поддержку. По такой же схеме была организована «материальная часть» матчевой встречи в Бармино. Несмотря на то, что команд было всего две, призовой фонд был в несколько раз выше, чем на том же первенстве «Росохотрыболовсоюза». Спонсорами выступили два крупнейших нижегородских рыболовных магазина — «Дельта» и «Аквария», столичная фирма IVA и один частный предприниматель — энтузиаст спиннинга, не имеющий отношения к рыболовному бизнесу. Особенно интересно, что был создан, пожалуй, первый прецедент, когда ряду фирм, желающих выступить спонсорами, организаторы отказали в такой возможности.

Очевидно, что рыболовный спорт в ближайшие годы будет продолжать интенсивно развиваться, причем по разным направлениям. Казалось бы, совсем недавно появились этапы МСЛ, массовые соревнования по типу Бронницких, рыболовно-спортивные шоу. Теперь к ним добавились еще и матчевые встречи. Как быстро они займут лидирующие позиции, и отодвинут ли они на второй план многокомандные соревнования — пока сказать сложно. Но не вызывает сомнений то, что у этого направления большое будущее. Уже сегодня идею проведения матчевых встреч поддерживают многие. До конца этого года несколько матчевых встреч запланировано в графике спиннинговой команды «Спартак-Столица», кроме того, представители многих команд высказывали желание поучаствовать в подобных мероприятиях, были предложения и от туристических баз, ранее в спорте не «засвеченных». Если направление найдет массовую поддержку, то через 2-3 года в рыболовном спорте реально будет организовать систему проведения соревнований, принятую во всех командных видах спорта, с мощной финансовой поддержкой, интересным освещением в СМИ, зрителями, болельщиками и тотализатором. Пока же тем, кто решил организовать матчевую встречу, хочу дать один совет: поменьше смотрите на других и стремитесь придумать что-то свое. Любое нововведение требует серьезной практической обкатки. А вот слепое копирование чьего бы то ни было положительного опыта на данном этапе ни к чему хорошему не приведет. Чтобы найти оптимальное решение, нужен выбор, потому лучше будет, если каждая матчевая встреча по спиннингу будет отличаться от предыдущих. Не стоит забывать, что рыболовный спорт пока не избалован вниманием, и введение каких-то «единых правил» на этом этапе станет гарантией того, что он не будет никому интересен и в будущем. Потому лучше сейчас не загонять себя в какие-либо рамки и не создавать шаблонов.

Приведу свои соображения касательно одного лишь пункта правил. В барминской встрече в каждой лодке было по два спортсмена, из разных команд. Говорят, что все новое — хорошо забытое старое. Вот и подобная практика имела место в 50-е годы прошлого столетия, в матчевых встречах спортсменов Москвы и Ленинграда. Плюсы здесь очевидны. Во-первых, у «хозяев водоема» нет преимущества своего поля — вставая на любую самую засекреченную точку, спортсмен привозит на нее и своего соперника. Во-вторых, нет секретов и по самой ловле — каждый видит, как ловит его оппонент, какие приманки использует, какую технику проводки применяет — все это способствует обмену опытом, и, соответственно, повышению уровня мастерства — не эти ли цели декларируются в «Положении» о любых соревнованиях? В-третьих, полностью исключается возможность «нечестной игры», равно как и всяческие подозрения в ней. С другой стороны, такая расстановка допустима только в том случае, если команды изначально доброжелательно настроены по отношению друг к другу, процесс важнее результата, а на кону нет больших денег и призов. В противном случае стремление к победе любой ценой может перевесить все остальное, спортсмены — забыть о том, что в прямом и переносном смысле сидят в одной лодке, а дружеский обмен опытом — уступить место пресловутой «позиционной борьбе». Например, спортсмен, поймавший больше своего соперника, будет стремиться направить лодку туда, где вероятность что-либо поймать стремится к нулю, дабы сохранить свое преимущество. И опять мы вернемся к скандалам, окунечкам с палец размером и прочим негативным явлениям, отделяющим рыболовный спорт от нормальной рыбалки неприступной стеной. Элементы подобной «тактической борьбы» сплошь и рядом имеют место даже на тех соревнованиях, где материальные стимулы близки к нулю. Вот один из примеров: на одном из этапов МСЛ один «джентльмен» после того, как был объявлен старт второго тура, рванул со скоростью, которой могли бы позавидовать некоторые представители семейства парнокопытных, на точку, где в первый день удачно отловили спортсмены команды «N». Добежав туда первым, он не стал спешить закидывать приманку в уловистое место, а вместо этого преспокойно уселся курить и самодовольным голосом доложил по мобильной связи своим товарищам по команде (причем так громко, что слышало еще десятка полтора спортсменов и судей): «Все ОК — я „обрубил“ команду „N“!» Представьте себя теперь на месте спортсмена, который по воле жребия попадет в одну лодку с таким «джентльменом»… Потому в профессиональном спорте (который рано или поздно пробьет себе дорогу) диспозиция «двое в лодке» полностью исключена. А вот в товарищеских матчевых встречах по предварительному взаимному согласию команд можно и должно устраивать очные встречи друзей-соперников на одном плавсредстве.
Буквально по каждому пункту имеется немало спорных вопросов, многое еще просто не опробовано на практике (например, зачет по самой крупной рыбе, соревнования только по одному виду хищника и т. д.). Матчевые встречи — прекрасный полигон для испытаний всех новых идей. Величайшая несправедливость, когда в стране, где десятки миллионов людей могут назвать себя рыболовами, такое явление, как рыболовный спорт, интересует в лучшем случае несколько сотен человек. Чем раньше мы начнем исправлять эту ситуацию, тем лучше.

Да ну я считаю рыбалка для своего удовольствия, а это уже перебор!
Для кого-то это интересно — такие соревнования. Больше бы таких рыболовных страстей. Интересный материал и полезный.
Матчевое будущие, говорите? Я в него не верю. Нет, соревнования по ловле на матч возможны и, возможно, даже некоторые любители будут ловить на него, но широкого распространения у нас он не получит.
Автор несомненный любитель рыболовного спорта. Но для меня подобные соревнования в любом формате абсолютно не понятны. Ловить рыбу ради результата – это не для меня. Я отношусь к огромной армии рыболовов, которые ловят рыбу для душевного удовольствия.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.