Полезные советы

Как сделать чтобы мультипликатор не «бородил»

Многие спиннингисты, начинающие осваивать мультипликаторную катушку, сталкиваются с определенными трудностями, которые в основном проявляются в виде «бороды» на шпуле и очень незначительной дальности заброса приманки или оснастки. Причиной этих неприятностей являются НЕправильный выбор массы забрасываемой приманки, НЕподготовленность катушки к работе, НЕсоответствующая техника заброса и НЕподходящая леска. Устранение этих четырех «НЕ» начинается еще до приобретения мультипликатора в рыболовном магазине.

Сначала нужно четко определиться, для какого вида ловли приобретается «мульт», поскольку эта катушка необходима только в тех случаях, когда «безынерционка» явно не подходит или значительно уступает мультипликатору по своим характеристикам.

Средний по цене и качеству «мульт» классической компоновки позволяет легко забрасывать приманки, нижняя граница массы которых никак не меньше 10 г. Дорогостоящие модели байткастинговых «классиков» способны метать приманки массой от 7 г (при постоянно тренируемом навыке – от 5 г), а с низкопрофильными так называемыми «мыльницами» можно с приобретением опыта забрасывать приманки и почти вдвое легче.

Чем меньше масса шпули «мульта» и диаметр ее боковых дисков («щечек»), тем меньше ее стартовый импульс, собственная инерция и соответственно тем более легкие приманки она позволяет забрасывать без опасения получить «бороду» из лески или шнура при надлежащем обращении. Это необходимо учитывать при выборе модели для конкретных приманок и их проводки. И только определившись с выбором типа и размера «мульта», можно приступать к проверке работоспособности подтормаживающего шпулю устройства и подготовке катушки к практической службе.

1. У мультипликаторных катушек, снабженных магнитным подтормаживателем шпули при забросе, функционирование этого элемента проверяйте непосредственно в магазине. Установите управляющую фишку (или диск) в положение «MIN» или «О» и, нажав на клавишу, отключающую шпулю от привода (ручки), коротко и резко прокрутите шпулю указательным пальцем. Она должна вращаться легко, без биений и долго. Отсчитайте про себя небыстрым счетом, сколько по времени вращается шпуля до полной остановки. Теперь переставьте тормозную систему в среднее положение и вновь крутаните шпулю, также отсчитывая до остановки, потом повторите процедуру, установив систему на максимальное значение.Если разница по времени вращения шпули во всех режимах хорошо отслеживается – магнитная тормозная система в норме. Не забудьте отрегулировать и осевой тормоз-гайку, имеющий вид колпачка, на боковой стенке корпуса со стороны ручки. Люфт по оси вправо-влево не должен превышать 0,15 мм. Начиная осваивать заброс с «мультом», снабженным магнитным тормозом, установите усилие торможения на максимум, а тренировочный грузик возьмите не легче 7 г, со временем (по мере роста мастерства) уменьшая и то и другое.





«Мульты» классической компоновки имеют, как правило, центробежную систему подтормаживания шпули. Проверять ее в магазине нет никакого смысла, достаточно лишь убедиться, что запасные грузики-тормозные колодочки в наличии (они обычно входят в ЗИП) – эти детали довольно часто теряются при замене или переустановке. Дома, сняв (по инструкции!) боковую крышку катушки, извлеките шпулю из корпуса и удалите всю смазку на тормозном барабане. Он должен быть чист, как свежий носовой платок! В противном случае смазка попадет на грузики-колодочки и о наличии центробежного тормоза шпули можно забыть – снижение трения убьет всю систему.

2. Удалить смазку можно с помощью пинцета и чистой тряпочки, слегка смоченной бензином для зажигалок. Не применяйте для этой цели вату – она оставляет трудноудаляемые волокна. Устанавливая шпулю на место, следите, чтобы грузики на своей оси или на «звездочке» заняли правильное положение – полукруглой стороной наружу и не были зажаты тормозным барабаном. Чем больше грузиков на «звездочке» тормозной системы, тем сильнее подтормаживание шпули в стартовый момент заброса, когда кинетическая энергия приманки, посланной удилищем, максимальна, а большой палец, удерживающий шпулю, отпущен.Устанавливайте грузики на «звездочке», соблюдая симметрию: два, три или все шесть, особенно при обучении забросам, это поможет избежать ошибок и позволит точнее контролировать сбег лески. Оптимальное количество грузиков на «звездочке» – три при забросе приманок массой 7-10 г.

Два грузика идеальны для«продвинутых» спиннингистов, четко контролирующих скорость вращения шпули большим пальцем бросающей руки, при забросе приманок массой менее 7 г. Освоив технику заброса и «почувствовав» катушку, можно вообще снять все грузики центробежного тормоза, полагаясь только на тактильные ощущения и контролируя скорость вращения шпули исключительно большим пальцем руки. Это единственная возможность существенно увеличить дальность заброса легких, массой менее 5 г, приманок при прочих равных условиях: том же удилище и той же леске. Если у «мульта» не отключается при забросе лесоукладыватель, то это полезно сделать и в случае применения более тяжелых приманок.

3. Какой бы системой подтормаживания шпули ни была снабжена катушка, главное – работа большого пальца руки, удерживающей удилище. Перед забросом всегда вытирайте его насухо полотенцем или тряпицей, поскольку мокрый отлески палец хуже контролирует шпулю в начальной фазе сбега лески, что приводит к появлению «перебежки» и как следствие к «бороде».

Не используйте разного рода напальчники – обжечься о намотку при забросе на обычные дистанции 35-65 м едва ли получится, а вот чувствительность пальца ощу тимо снижается.



Чтобы максимально разгрузить большой палец для тонкой работы, лучше использовать только специальные «мультовые» удилища с рукоятью, имеющей триггер – крючок-клык дляуказательного пальца руки, удерживающей удилище. Особенно это полезно новичкам.

  • Не старайтесь, особенно при обучении забросам или в начале любой рыбалки, сделать максимально мощный и резкий заброс. Не «разогретая» катушка может спровоцировать образование «бороды» при забросе даже достаточно тяжелой приманки. Вообще с «мультом» забрасывайте равномерно ускоренным и (что важно) плавным движением удилища, следя за тем, чтобы сзади не было никаких препятствий, а тем более людей.
  • При проводке легкой приманки, не имеющей сильного лобового сопротивления, помогите «мульту»: чуть притормаживайте леску на подмотке, пропуская ее между большим и указательным пальцами руки, не вращающей ручку катушки. Достаточно плотная намотка лески (обязательно для плетеной!) на шпулю – залог качественного заброса.
  • Обучаясь забросам, не применяйте излишне тонкую мононить и супертонкие плетеные шнуры – с ними гораздо проще получить такую «бородищу», что о дальнейшей тренировке придется забыть. От плетеных шнуров толщиной до 0,12 мм лучше вообще отказаться, если ловить предполагается с рывковой проводкой приманки или жесткой подсечкой в сочетании с форсированным вываживанием. Тонкий шнур в этих случаях может глубоко врезаться между витками намотки и при последующем забросе это приведет к «перебежке» со всеми вытекающими последствиями.
  • Периодически удаляйте с лески (шнура) и пропускных колец налипающий сор: тину, пух растений и т. п. Загрязненная леска при забросе легкой приманки может замедлить сбег, но шпуля продолжает вращаться, и, если замешкаться, «борода» неизбежна.
  • Промывайте катушку чистой водой после каждой рыбалки, если она проходила в ветреную погоду на песчаном берегу. Мельчайшие песчинки, налипшие на шпулю, непременно попадут внутрь передаточного механизма и подшипников, что уменьшит ресурс катушки. По этой же причине не стоит наносить излишнюю смазку (особенно жидкую) на оси и другие детали: разбрызгиваясь и подтекая, она способствует прилипанию песка и пыли в недоступных для осмотра местах катушки.

Автор — Андрей Шишигин.

Мульт — шикарная снасть. Заброс сначала, конечно, нужно поставить, но потом все пойдет как по маслу. Чувствительность снасти выше в разы.
Пока что только осваиваю технику заброса. Если честно, то забросы получаются просто отвратительными. Но надеюсь все ошибки исправить в самые короткие сроки.
Главное — это не делать одинаковых настроек тормоза для джига и воблеров или, другими словами, для парусящих и непарусящих приманок. Если на это не обращать внимания — перебежки гарантированы.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.