Рыболовный спорт

Спортивная мормышка

Российские Правила проведения соревнований по мормышке со временем менялись. И это естественно. Долгое время командные и личные соревнования проходили раздельно. Первый тур – это командная борьба в зонах. Лучшие спортсмены по результатам, показанным во время командной борьбы, встречались очно на общем участке водоема, где и выявлялись сильнейшие в личном зачете. Как и во всем в нашем не простом мире, при таких правилах постепенно выявились и плюсы, и минусы. Минус в том, что определение лучших команд по одному туру борьбы чревато существенным элементом случайности. А плюс усматривается в том, что в личных соревнованиях спортсмен, не обремененный ответственностью перед командой, имел возможность пойти на риск, в полной мере проявить свою творческую индивидуальность, не наступая на горло собственной песне.

В дальнейшем были приняты другие Правила, когда те же два тура идут и в зачет командный, и в зачет личный. Командные результаты стали заметно более объективными. А личных соревнований практически не стало, личные результаты получаются как бы из ничего, сами собой, без азартной очной борьбы сильнейших на общем участке водоема. Но лучшего пока не придумано. Но что поделать?

Суть проблемы.

В чем состоит принципиальное отличие правил спортивной ловли рыбы поплавочной удочкой по открытой воде от правил подледной ловли на мормышку? А в том именно, что в первом случае каждому спортсмену отводится небольшой персональный (по жребию) сектор, за пределами которого ловить ему нельзя. Во втором же случае группы спортсменов ловят рыбу в сравнительно больших общих зонах, имея возможность в ходе соревнований передвигаться в пределах зоны по своему усмотрению. И в течение многих лет я думал, что это принципиальное отличие явно в пользу мормышки. И только в последние года два, побывав на нескольких крупных российских соревнованиях, поговорив с ведущими спортсменами и тренерами, проанализировав настоящее и прошлое спортивной ловли на мормышку, я очень усомнился в верности своей оценки. А теперь-то я доподлинно уверен, что именно в общей зоне для целой группы спортсменов и спрятана та самая игла, на кончике которой таится… смерть спортивной ловли на мормышку в современном ее понимании. Сразу оговорюсь, что смертельную опасность от спортивной мормышки можно успешно отвести, если произвести принципиальные изменения в Правилах соревнований. И хорошо бы заодно устранить и многие другие, накопившиеся в практике соревнований, негативные явления, которые по существу смертельными для вида спорта не являются, а просто уводят его, на мой взгляд, в очень нежелательном направлении.
Первый смертельный недуг.


Во время соревнований некто нашел рыбу. У него ловится хорошо. Попробуй утаи это от соперников! Стой на коленях и изогнись дугой над лункой! Вываживай рыбу намеренно медленно и незаметно! Часами нарушай кровообращение в ногах своих, зарабатывай профессиональную болезнь! Но шила в мешке все равно не утаишь! Сначала соперники попытаются осторожно присосаться к твоей рыбе. А если не получилось, то наступает расплата за умение находить и заставить ловиться рыбу. Здесь сформировалось несколько «эффективных» способов «помочь» сопернику. Один из них – нашуметь сверлением лунок на разрешенном от лунки удачливого соперника расстоянии. Второй, иезуитский по своему коварству, – бросить вблизи от счастливца в лунки отпугивающие средства. Уже плохо, если это всего лишь тухлый мотыль. А то ведь есть множество «эффективных» химических средств, попутно наносящих дикий вред водоему! Вы спросите – а совесть? А шалунишки скажут, что они все делают в рамках Правил, просто прикармливают рыбу, что разрешено! Этого одного «достижения» негодяйской мысли уже предостаточно, чтобы срочно запретить анализируемый вид спорта в принципе, как наносящий непоправимый вред экологии.
Второй смертельный недуг.

Во все времена находились отдельные негодяи от спорта, которые днем или ночью пытались прикормить лунки в возможном или доподлинно им известном месте предстоящей ловли. Зачастую этому способствовали недобросовестные судьи, выдававшие «своим» спортсменам профессиональную тайну о расположении районов предстоящей ловли. Понятно, что региональные хозяева крупных российских соревнований, когда им давали волю, зачастую делали все дозволенное и не дозволенное для того, чтобы местные команды еще до старта получали преимущества перед приезжими командами. Протоколы соревнований недалекого прошлого не дадут соврать. Именно с целью ликвидации «договорных матчей» на водоемах в последние годы участки ловли на водоемах региона выбирают не хозяева соревнований, а главный судья из «центра». Но и таких мер оказалось недостаточно.

«Узким» местом оказалось большая протяженность зон, являющихся общими местами ловли для целой группы спортсменов, и их традиционная привязанность к берегам. На соревнованиях российского масштаба ширина (длина) одной зоны достигает 200 метров, а весь участок ловли в туре превышает километр! Значит, для двух туров нужны целых два километра береговой зоны водоема. Как «засекретить» такую махину до старта? Практически невозможно.

А судьи при этом что? А дело в том, что судейская коллегия справедливо не допускает совмещения мест тренировок и соревнований. И судьи просто обязаны обнародовать за три дня до старта (последние тренировки сейчас разрешены Правилами в течение трех дней накануне старта) те участки водоема, где тренироваться нельзя! Вот вам, пожалуйста, и «тонкий» намек на места проведения предстоящих соревнований! А вот вам и простенький алгоритм поведения нечестных спортсменов накануне старта. Глубокой ночью или светлым днем за день-два до соревнований жалкая команда высыпает на водоем и кормит лунки на запрещенном для тренировок участке береговой зоны. Как кормит? А очень просто. Если в соревнованиях участвуют порядка двадцати команд, то эти ребята могут кормить по луночке примерно через каждые 100 метров. Это получается всего-то порядка 20 лунок на участке протяженностью 2 км. Без большого труда честолюбивая команда из пяти негодяев при элементарной организации «праведного» труда вполне способна прикормить часа за три участок длиной порядка 5 км, что практически гарантирует «попадание в мазь» на любом водоеме, где проводятся серьезные соревнования! А именно, в ходе соревнований каждый из негодяев имеет реальную возможность воспользоваться хотя бы одной подготовленной лункой в своей зоне. Так что? Организовывать круглосуточное патрулирование по водоему в течение нескольких дней до старта?

И есть все основания полагать, что от «удачных» попыток эпизодического использования подобного алгоритма, дело идет к широкому внедрению этого негодяйского приема в повседневную тактику «спортивной борьбы» на ледовой арене. Благо помешать этому практически невозможно, а соблазн слишком велик.

Так что мы имеем в итоге? Прощай честная спортивная борьба в спортивной мормышке? И как неотвратимое следствие -прощай спортивная мормышка?

Но, используя даже самые хлесткие эпитеты применительно к нечестным спортсменам, все-таки я склонен больше винить не самих «спортсменов», а Правила соревнований, которые побуждают и делают возможным предварительную «обработку» водоема в желаемом направлении. Жизнь показывает, что самый верный путь борьбы с подобными негативными явлениями – это создание такой обстановки, когда исчезает сама возможность и целесообразность их появления.

А возможно ли в принципе создать такие Правила соревнований по мормышке, при которых смертельные для вида спорта негативные явления, о которых шла речь выше, уйдут в небытие? Поначалу мне показалось, что выхода попросту нет! Ведь любые запреты (контроль-то эффективный практически невозможен!) нужного результата не дадут. И надо похоронить этот интереснейший вид спорта навсегда! Но выход есть. И вовсе не нужно залезать в дебри усложнения Правил. Наоборот, их нужно максимально упростить!
Простой и эффективный выход из положения.

Вспомним Правила ловли рыбы поплавочной удочкой по открытой воде. Именно в них, на мой взгляд, спасение спортивной ловли со льда на мормышку! Спасение не простое, но стопроцентно эффективное.

Каждому спортсмену и на льду – свой личный сектор! И практически все! Оба смертельных недуга вида спорта излечиваются сразу и навсегда! Практически и вся остальная наносная шелуха негативных явлений исчезает сама собой. Закормить до старта свой сектор невозможно, ведь сектор очень невелик, а жеребьевка секторов может производиться непосредственно перед стартом. Бросить химию в лунку для отпугивания рыбы соперникам в ходе соревнований также практически невозможно. Во первых, таких соседей-соперников всего только двое. Во вторых, бросить химию можно только в своем секторе, что теоретически возможно, но почти всегда будет равносильно самоубийству, т.е. получится по принципу – выколю себе глаз, чтобы у ненавистной тещи был зять кривой!

Автоматически исчезает пресловутое правило двух занятых лунок и флажковая чехарда. Твори, рыболов, свободно и вдохновенно в собственном хозяйстве! И никто не перехватит тобою найденную рыбу. И прятаться теперь не обязательно! Выпрями спину, истинный спортсмен, работай открыто на максимальной скорости! Переучивайтесь «ползунки» или уходите из спорта! Коллективный бандитизм и коллективная помощь в зоне становятся невозможными в принципе. И теперь побеждать будет истинное рыболовное мастерство! И, уважаемый матерый рыболов-любитель, смело иди в рыболовный спорт, теперь твои качества будут основными в деле достижения высоких результатов!

Некоторые проблемы, возникающие при реализации нового подхода, вполне благополучно решаются. А мелкие недостатки никак не могут стать препятствием в реализации, ибо разумной альтернативы не видно.
Немного о деталях.

1. Сектор может иметь ширину порядка 12 метров, но рабочая ширина сектора для участника может быть установлена 10 метров ровно. При этом общая площадь задействованного в туре участка водоема практически не изменяется по сравнению с настоящим положением дел.

2. Зоны как таковые, характеризующие участок ловли, к которому «приписаны» по одному участнику из каждой команды, остаются в прежнем понимании. Но результаты спортсменов в этих стационарных зонах целесообразно подсчитывать по принципу скользящих зон (индивидуальных для каждого участника соревнований). Такой принцип подсчета результатов уже апробирован на летних соревнованиях и отлично вписывается (без него было бы хуже!) в предлагаемый подход. Конечно, работы судьям прибавится существенно, но иначе нельзя.

3. Намного возрастет объем работы судей также из-за необходимости нарезки персональных секторов. Но ведь летом судьи отлично справляются, справятся и зимой. На крупных соревнованиях, где соревнуются более ста участников, можно в организованном порядке привлекать в помощь судьям молодых людей из местных школ или воинских частей, что широко практикуется при проведении других массовых мероприятий.

4. Что же касается взаимоотношений соседей по секторам на боковых границах, то этот вопрос тоже вполне решаем. Можно либо разрешить им сближаться вплоть до минимальной дистанции в два метра, а можно оставить в силе правило пяти метров, но не до любой лунки соперника в его секторе, а до самого соперника.

А теперь попытаемся промоделировать реальный ход борьбы в зоне. Казалось бы, страдает очность борьбы. Но это не так. На крупных соревнованиях, когда в общей зоне сейчас соревнуются порядка двадцати человек, такая зона уже сейчас оказывается практически необозримой для участников. Если же мы перейдем к зачету в скользящих зонах, то появится необходимость наблюдать за поведением, например, только десяти ближайших по расположению соперников по зоне, что даже намного проще.

А что же будет в случае, если в каком-то месте будет обнаружен небольшой участок с большой концентрацией рыбы? А что происходит в этом случае сейчас? Сейчас на такой участок в зоне «налетают» несколько соперников и получается, что по воле случая, например, четыре-пять спортсменов бронируют за собой высокие места в протоколе соревнований по результатам тура. При персональных секторах таких счастливчиков на подобном «пятачке» окажется намного меньше – фактически один – два. И это менее накладно для остальных спортсменов в зоне!

Таким образом, получается, что учреждение персональных секторов спортсменам для подледной ловли на мормышку спасает сам вид спорта от самоликвидации и при том вполне реально в исполнении. Многолетняя мировая практика ловли рыбы поплавочной удочкой по подобным правилам дает основание полагать, что данный путь – реальный путь вдохнуть новую жизнь в прекрасный, но смертельно больной вид спортивного рыболовства.
«Будем жить!» – так говорил когда-то с явным намеком на… спортивную ловлю рыбы на мормышку главный герой фильма «В бой идут одни старики».

Титов М.

думаю, что при нарезке персональных секторов, надо каждому участнику выделять по два сектора в разных местах.
Если правила изменить, то и рыбалка станет намного интересней и количество участников значительно возрастет. А то зимой соревнований мало, не то, что летом.
Лучшее — враг хорошего! Без проблем можно ловить и в зонах. Профи — это не любители и, в большинстве случаев, не будут терять время на разные глупости. Сектор, возможно, создаст еще больше проблем.
Вполне разумный подход автора к реформированию соревнований по спортивной мормышке будет принят не всеми любителями зимней спортивной ловли. Всегда найдутся те люди, для кого честная спортивная борьба совсем не важна. Главное для них — это победа любым способом.
wenya81 предлагает вполне разумный подход: выделять по 2 сектора.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.