Охота на крупного голавля - осознанный подход к теме
Голавль — одна из самых красивых, сильных и крупных рыб средней полосы России. Однако если максимальный размер многих наших рыб уже достаточно точно определен, то данные по голавлю сильно разнятся. Но вот открываю книгу Л.П.Сабанеева (настоящее издание — 1892 г., а не какое-нибудь современное, много раз правленое и сокращенное редактором) — и там сообщается о голавлях, весящих около пуда, т.е. 16 кг.
Многие, вероятно, отнесутся к этому с сомнением, но смею утверждать, что если эта цифра, и завышена, то ненамного. Ведь если исследователь занимается несколько десятилетий ужением рыб и глубоким изучением их поведения, можете быть уверены, он даже «на взгляд» определит, сколько рыба весит.
Лично мне достоверно известны несколько случаев поимки крупных рыб. А. Тамаров изловил в Дунае 7-килограммового голавля. А. Сене на Дону, в его среднем течении, взял в глубокой закоряженной яме голавля под 5 кг на крупный воблер. В конце лета 2006 г. на Верхней Волге один из московских нахлыстовиков видел тамошнего спиннингиста, несшего, вернее — тащившего голавля длиной около метра.
Отмечу попутно, что за счет необычайно крупной головы (из-за нее он и получил свое название), округлой формы тела и очень плотного, тяжелого мяса голавль весит больше, чем другие рыбы с такой же длиной тела. Ну а тот трофей был пойман на крупную колеблющуюся блесну и леску 0,35 мм. По словам местных, на Волге встречаются экземпляры и покрупнее, только вывести их далеко не всегда удается. Сообщения об очень крупных голавлях постоянно приходят мне от знакомых байдарочников, в мае месяце регулярно сплавляющихся по реке Керженец (приток Волги) и попутно ловящих рыбу.
В далекое время, когда мы еще жили в другой стране, я рыбачил у пос. Горки на Верхней Москве-реке рядом с глубоким холодным притоком. Забросы делал под ветви нависших над рекой деревьев. В один момент что-то заставило меня посмотреть налево, в сторону притока — и от увиденного я едва не выронил из рук удочку: вдоль берега, на небольшой глубине, практически не шевеля плавниками, плыл гигантский голавль, совершенно не обращавший внимания на происходящее вокруг. В его поведении сквозили величавость и высокомерие, свойственные королям.
Впрочем, он и был местным королем. Когда на мои крики прибежал отец, он тоже увидел гиганта и оценил его «далеко за восемь». Ему можно было верить — он с детства ловил больших голавлей в красивой, изобилующей омутами речке Туловне, что впадала в Оку недалеко от деревни Больсуново близ Тарусы. Отец с моим дедом охотились на рыб с маленьким бреднем у нор водяных крыс, и часто их добычей становились голавли в 5~6 кг и размером «по пояс». К сожалению, сейчас эта речка осталась разве что на некоторых картах: тогдашние советские деятели вырубили под пшеничные поля все березовые рощи вокруг реки — и красавица Туловня умерла.
Где и как живет голавль
По поведению и местам обитания голавль является «заместителем» форели на реках Волжского и Донского бассейнов — очень он любит холодные, ключевые речки с каменистым дном и быстрым течением. А в некоторых речках Тверской области ареалы обитания форели и голавля совпадают.
Голавля по всеядности можно сравнить с бурым лесным медведем: тоже ест все, что попадается на глаза — и животную, и растительную пищу. Питается миногами, раками, лягушками, а очень большой рот и мощные глоточные зубы позволяют крупным особям поедать мышей и крыс, попавших в реку. Но особую любовь питают голавли к насекомым — общеизвестна ловля в проводку этих рыб на майского жука, кузнечиков, крупных мух и стрекоз.
Мелкие голавли держатся стаями, часто вблизи перекатов. Подрастая, рыбы все больше перемещаются на глубину, но хорошие места — в укрытиях — им еще не достаются: в этих «квартирах» живут крупные взрослые голавли. К слову, продолжительность жизни голавлей оценивается ихтиологами по-разному, но в среднем — от 20 до 30 лет. По мере освобождения этих укрытий (как правило, в результате гибели старого хозяина или поимки его рыбаками) в них заселяются стоящие в «очереди на жилье» молодые собратья. Любимыми местами стоянок голавля являются подводные норы, береговые подмывы, коряги и затопленные деревья. Именно вблизи этих мест мы и будет пытаться ловить этих рыб. Темы же о ловле голавля на поверхностные приманки пока касаться не будем, наша теперешняя задача — охота на сытого и отдыхающего голавля, а не того, что вышел из укрытия на кормежку под перекат.
Что ему нравится
Исходя из вышесказанного, ловить голавля станем на крупные воблеры, имитации или маленьких рыбок, или больших водяных жуков. Самые крупные водяные жуки России и, к слову, входящие в пятерку наших крупнейших жесткокрылых — это плавунец окаймленный и черный водолюб. Когда я собирал коллекцию жуков, мне удавалось ловить плавунцов и водолюбов длиной до 6~6,5 см.
Другие приманки нам не очень подойдут, т.к. именно воблер, если подобрать соответствующий его размер и длину лопасти, можно провести на нужной, чаще всего — 2-2,5-метровой глубине. При этом приманку необходимо удерживать довольно долго на одном месте, около «голавлевой квартиры», чтобы шум и вибрация воблера разбудили вальяжного хозяина и заставили в раздражении броситься на потревоживший его объект. Именно поэтому рыбалка на крупного голавля очень похожа на настоящую охоту: надо понять, где его нора, точно доставить в это место воблер, правильно подобрать глубину проводки и, расцветку приманки. При этом совершенно нельзя шуметь — ломать, скажем, с хрустом ветки, а передвигаться надо и по воде и по берегу тихо и мягко. К крупному голавлю надо подкрасться и нежно подать ему приманку. Именно подать, т.к. заброс, сопровождаемый всплеском, зачастую настораживает рыбу. Нужно как бы зайти ему из-за спины.
Кстати, тупое швыряние приманок в течение целого дня в одно и то же, пусть и перспективное место — это тоже, конечно, можно назвать ловлей голавля, но, извините, тут совсем другая тема, не имеющая к нашей никакого отношения. Да, я уверен, что для стабильной и целенаправленной ловли такой осторожной и мудрой рыбы, как крупный голавль, нужен осознанный и умный, скажу даже — интеллигентный подход. Но этот самый осознанный подход к спиннинговой рыбалке наступает у рыболовов не сразу и по-разному. Некоторым — очень способным — на это может потребоваться лишь несколько лет, особенно если они попадают в хорошую рыболовную команду, а иным «туристам», вероятно, не хватит и десятилетий.
Речной богатырь
Специально голавлем я раньше не занимался никогда — так, попадался он иной раз при ловле на джиг или на другие приманки — параллельно с другой рыбой. Но разговоры про него постоянно велись среди моих друзей, и их восторженные рассказы об этой сильной и красивой рыбе я запомнил хорошо. А особенно у меня в памяти отложился один эпизод. Вернувшись с очередной рыбалки, мой приятель Михаил беседовал с какими-то людьми, рассказывая про приманки, на которые ловился голавль в этот раз. Люди понимающе кивали головами, но восторгов по поводу увиденных фото у них не возникало. Один очень энергично доказывал, что голавль — это обычная рыба, и напрасно его силе и выносливости поются такие дифирамбы. Мой приятель не стал особо спорить, а закончил диалог фразой: «Вы себе не представляете, как сопротивляется килограммовый голавль — ощущение такое, что из глубины вас кто-то за руку тянет!» Эту его последнюю фразу я припомнил, когда на маленький воблерок Alaska от Dorado мне присел «ОН» — голавль за килограмм! Такого вброса адреналина я давно не получал. Рыба упорно, очень мощными рывками тащила мой воблер под берег, в коряги. Положение усугубляло то, что ловил я в кроссовках, стоя под деревьями в очень стесненных условиях, а прыгать в речку и идти за рыбой по пояс в холодной воде не очень хотелось. Опытные голавлисты считают, что не следует вытягивать большую рыбу против течения, а необходимо держать ее на одном месте и самому идти к ней.
Я быстро понял, что снасть моя при таком раскладе — просто на пределе: шнур Fireline 0,1 мм просто звенел, а УЛ-спиннинг приходилось держать под таким углом, который мог привести к его поломке. О помощи катушки не могло быть и речи — даже при полностью затянутом фрикционе голавль продолжал рывками забирать у меня шнур, поэтому я подтормаживал шпулю рукой, пытаясь не дать ему уйти в коряги. Рыба уставать не собиралась, а кто из нас двоих устал — так это я! Устал сдерживать — до вываживания было еще далеко. Длилось это минут пять — рыба мощными рывками водила шнур, а я с тоненьким спиннингом, согнутым до ручки, делал вид, что все у меня под контролем. Если бы рыба все же сошла, и я бы не увидел ее размера, то, вероятно, рассказывал потом, что голавль был минимум в 3 кг. Но снасти выдержали, и с нервами я совладал, а головастый красавец оказался у меня в руках. Он оказался всего-то в 1,2 кг, но крючки на воблере были почти выпрямлены! Руки у меня дрожали, и я понял, почему именно голавля называют «спортивной рыбой»! С тех пор я стал голавлистом и пачками скупаю самые уловистые голавлевые воблеры.
В последующие сезоны я поймал много голавлей более килограмма, а мелочи — и не счесть. Был, например, голавль в 1,6 кг, но я ловил на «вертушку» стилем «апстрим» — и, естественно, оказался ниже рыбы по течению, потому мне удалось скоро развернуть голавля к берегу, сбить его с курса и быстро вытащить — борьбы не получилось. Но побороться с особо крупной, полной сил рыбой — не довелось, и пришлось ждать сильного противника почти 3 года.
Вода в реке в тот день была мутной — наверху шли сильные дожди, видимость была максимум около 30 см, рыба клевала очень плохо. Верным признаком «пролетной» рыбалки было отсутствие клева у местных рыбаков на поплавочные снасти. Прогоняв целый день воблеры на заветных местах и не ощутив ни малейшей поклевки, я собрался идти в лагерь. Укладывая в коробку срезанный со шнура воблер Bug Eye — от Cultiva-Owner, я заметил в коробке еще одну такую же модель, ярко-серебристую с красной головой.
Я никогда раньше не ловил на «Багая» этой расцветки, т.к. мои предыдущие голавли предпочитали, в основном, черные, коричневые или, реже, белые тона. Но японцы никогда ничего не делают просто так: раз они сделали воблер таким — значит, так надо. Размышляя в этом направлении, я машинально привязал этот серебристый воблер и, перебросив струю, направил его под деревья, под свой берег.
Ожидать пришлось недолго — минут пять я держал «заведенный» воблер поддеревом, то немного поднимая его вверх против течения, то сплавляя вниз. Воблер исправно отрабатывал мое задание, стуча «головой» по подводным корягам. Затем случилась поклевка. Вернее, поклевкой — как она бывает у других рыб: жереха, щуки, язя — это назвать было нельзя.
А произошло так, будто лыжник зацепил с размаху воблер — и понесся вниз с горы. Фрикцион моей «Дайвы» не просто завизжал — он еще издал какой-то умирающий звук, и было ощущение, что сейчас из катушки начнет капать масло. Бросив взгляд на бешено исчезающий со шпули шнур, я максимально нагрузил семифутового «Лумиса», отведя спиннинг почти себе за спину, и схватился рукой за шпулю, одновременно затягивая гайку фрикциона. Боже, как же неудобно исполнять такую регулировку во время вываживания — вот сейчас бы катушку с задним фрикционом и курком!
Голавль сразу понял, какая его постигла неприятность, и боролся за свою жизнь изо всех сил, продолжая, как это ни странно, уверенно забирать у меня шнур. Из-за того, что все это происходило поздним вечером и уже изрядно стемнело, я не мог по точке выхода шнура из воды определить, в каком месте находится рыба — и боролся с ней практически вслепую. Подводя к себе голавля буквально по десять сантиметров, я отвоевывал шнур медленными потяжками спиннинга, держа бланк под отрицательным углом. Рывки голавля совершенно не ослабевали — было ощущение, что силы его беспредельны, а лумисовский «прутик» был на такую нагрузку явно не рассчитан, но, скрипя, его бланк продолжал все же работать!
Когда я увидел рыбу у себя под ногами, то не мог даже правильно оценить ее размер — она была в постоянном движении и, извиваясь, продолжала бороться. Подсака ракетку" я забыл дома, пришлось выволакивать рыбу на берег и там уже ее хватать.
Если эту процедуру, кстати, особенно в условиях плохой видимости, проделывать в воде и пытаться голавля взять рукой, то можно очень сильно распороть руку свободными крючками воблера. Даже на берегу совершенно не уставшая рыба продолжала поединок и оборвала шнур.
Я вынул воблер и с большим трудом взвесил рыбу — этот чертенок постоянно извивался. Выручил меня полиэтиленовый пакет, в который я положил голавля. Рапаловские весы показали 2 кг 100 г, длина рыбины составила 46 см. Взвесив голавля, я вернул его реке. В этот момент я смог, наконец, выдохнуть.
Вдруг вспомнились слова известного специалиста и настоящего мастера по ловле крупного голавля — Игоря Челищева: «После поимки такой рыбы и борьбы, которую она тебе подарила, ты просто сидишь два часа на берегу и опустошенно смотришь на воду...».
На следующий день большой голавль схватил воблер моего приятеля в омуте под деревом, метрах в ста от «моего» места. Все было исполнено в точности по уже устоявшейся схеме — рыба сходу схватила воблер и понеслась вниз по реке, молниеносно забирая шнур, мой друг еле успел затянуть фрикцион на катушке, одновременно пытаясь спиннингом отжать рыбу от берега. Но его спиннинг оказался не готов к такому повороту событий — он согнулся до ручки, полностью выключившись из борьбы. Естественно, голавль убежал, оборвав шнур.
Некоторые выводы напоследок
1. Для ловли крупного голавля в стесненных условиях (например, под деревьями или в местах с множеством коряг и подводных корней) следует использовать более мощные снасти, чем те, которыми вы обычно ловите на перекате или обширном плесе, где есть свобода маневра. Но эта мощность должна быть разумной — следует использовать, по моему разумению, бланк с тестом до 14-21 г — ведь спиннинг должен еще и бросать, и отрабатывать «игру» воблера.
2. Чтобы не брать с собой два спиннинга (хотя в идеале должно быть именно так), можно просто положить в карман жилетки запасную шпулю с более толстой леской. На открытом месте и в перекате будете ловить, например, шнуром 0,1 мм «Фарлайн», а в большой омут или под коряги — сплавлять воблер на шнуре 0,12 мм. Более прочный шнур не только позволит несколько уравнять шансы в борьбе с крупным голавлем, но и успешнее спасать воблер при зацепах за небольшие ветки и коряги.
3. Спиннинг лучше брать длиной в районе 7 футов. Более длинный будет неудобен, т.к. над головой часто находятся нависающие ветви деревьев, а более короткий сужает возможности при управлении воблером и при вываживании рыбы.
4. Воблер должен иметь хорошие крючки и не быть маленьким — большому голавлю нужен и большой воблер. В общем, не менее 30-40 мм, а максимально возможный размер я еще не определил.
5. Одним из лучших воблеров для такой ловли я считаю Bug Eye от Cultiva-Owner. Он очень хорош и по забросу, и по активному с ним контакту, к тому же он замечательно гремит под водой. При этом работает под таким углом к течению, что реже своих конкурентов попадается на «мертвые» зацепы.
6. Ни в коем случае не применяйте застежек и вертлюгов, а просто привязывайте шнур к воблеру правильным (типа рапаловского) узлом. Пусть это будет и чуть подольше, но зато намного надежней.
7. Ввиду того, что шнур подвергается постоянным механическим нагрузкам — трется о камни и коряги, разрушается при попытках спиннингиста освободить его при зацепах, а также постоянно укорачивается — возьмите себе за правило перед каждой такой рыбалкой наматывать отрезок свежего шнура. Это обойдется вам не так уж и дорого — ведь цена нового шнура соответствует цене одного воблера. Нужно не более 100 м, а использованную на предыдущей рыбалке «плетенку» оставьте себе для ловли окуней или какой-нибудь другой рыбы.
8. Не оставляйте дома подсак-«ракетку». Без нее крупного голавля очень трудно и небезопасно будет брать, особенно при ловле взабродку.
Желаю коллегам удачи и побольше адреналина! И побыстрее дойти до осознанного подхода к рыбалке — ведь «охота на крупного голавля» и «ловля голавля» — это совсем разные понятия.
… После написания этой статьи вернулся с очередной охоты. На 7-футовом спиннинге с тестом до 17 г подержал в корягах какого-то монстра, поборолся с ним несколько минут, но при очередном рывке шнур лопнул — вероятно, перетерся о корягу, и рыба убежала. Может, пора переходить на «Фарлайн» 0,15 мм?
А самых больших голавлей я мечтаю поймать ночью.
*****
— Если требуется сделать дальний заброс, чтобы перебросить предполагаемую стоянку голавля, применяю компактные воблеры с большими шариками внутри корпуса и, если есть, магнитной системой. Примером могут служить воблеры Daiwa с титановыми лопастями на фото 3.
— Если воблер приходится сплавлять, ставлю большие пузатые воблеры — как на фото 1.
— Если после нескольких проводок воблера поклевок нет, заменяю его другим, резко меняя «игру» приманки, ее цвет и размер, т.к. если голавль все же стоит под корягой и не атакует приманку сразу, лучше поменять объект, нарушающий границу его владений, пока рыба не насторожилась и не ушла глубоко под берег.
— Если ловим в глубоких местах, нужны воблеры с большой лопастью — ведь крупные голавли стоят у самого дна. Я обычно начинаю с самого мелководного воблера, потом ухожу все глубже и глубже — настолько, насколько возможно. Среди лучших для меня — воблеры Owner (фото 2).
— Когда рыба особенно пассивна, я ставлю воблеры белого или, наоборот, черного цвета. Например, бывали рыбалки, когда клевало несколько дней подряд только на белые воблеры.
— Классическими воблерами для ловли крупного голавля для меня стали модели на фото 5. И если бы меня попросили выбрать четверку лучших, то это были бы тоже они, изображенные на том же фото 5. На эти приманки я поймал год назад на трех разных речках более десяти голавлей, весящих под 1,5 кг каждый. И было несколько сходов очень крупных рыб — не выдерживал шнур, когда перехлестывался через коряги.
— Открытием года для меня стали японские воблеры Jackall bros (фото 4). А особенно — модели Chubby и Cherry (фото 6).У них очень активная «игра» — спиннинг в руках прямо гудит и трясется.
- ↓
- 0
Касаемо воблера Jackall bros: спиннинг может быть и трясется, а результат? Рыба то как реагирует?
- ↓
- 0
У Jackall`а сhubby — это одна из самых удачных моделей, просто убийца голавля. Только нужно иметь их несколько штук с разным заглублением.
- ↓
- 0
Такие интересные воблеры)))))))))))))
- ↓
- 0
Очень интересные воблеры, вот плохо, что крупный голавль мало на них берет.
- ↓
- 0
Ловил голавля в августе 2014 на Западной Двине. Сильное течение, камни, резкие перепады высот. О, голавль — очень сильная рыба + необычно, в отличии от щуки, ведет на дно, не к поверхности, гонялся 3 дня. Но столько эмоций и ощущений!
- ↓
- 0
А еще мне нравится ловить голавля на форелевые блесны. Очень красивая и эффективная ловля, но только микроблесны дорого стоят.
- ↓
- 0
Ребята! Не забываем про вертушки. Бывает, что голавль на воблеры не берет. Ставишь вертушку — пошло дело.