Техника ловли

Ловля щуки - пасущей стада язей

Попадается «зубастая» на блесны для отвесного блеснения (да и не только на них) и весной, и летом, и осенью… Попадается — то она часто, а вот трофейные экземпляры — редкость. Преобладает щука весом от 1,5 до 3 кг. Но это ни в коей мере не уменьшает радости ее поимки, особенно когда ловишь двух щук подряд. Экземпляры в 4—7 кг уже довольно редки и подлежат обязательной фиксации на фотокамеру. Щука от 8 до 10 кг для наших мест является довольно редкой рыбацкой удачей. По крайней мере, за 15 лет существования базы «Кемп-Дельта» и ее рыболовного клуба (в котором ваш покорный слуга является председателем) было официально зарегистрировано три случая поимки трофейной щуки. В 1993 году зубастую красавицу весом 9,5 кг поймал директор базы Василий Глаголев. Апрель 2002 г. одарил девятикилограммовой «барракудой» известного рыболова, автора многих статей о рыбной ловле — Сергея Цехмистренко. И наконец, моя жена Ирина в августе 2004 г., введя в шок всех мужчин-блеснильщиков, умудрилась «споймать» зубастую разбойницу весом 9,6 кг. До настоящего момента этот трофей является действующим рекордом в нашем рыболовном клубе по разделу «щука». Причем следует заметить, что все эти три хищницы были выловлены отвесным блеснением.



Такое небольшое количество крупной щуки в уловах блеснильщиков объясняется несколькими моментами. Во-первых, это наличие серьезной конкуренции в добыче корма, оказываемой другими хищниками, обитающими в нижневолжских водах. Судак, жерех и конечно же сом просто, не дают щуке развернуться в полную силу, а значит, набрать трофейный вес. Эти не менее прожорливые хищники конкурируют с зубастой в захвате наиболее перспективных и добычливых участков реки. Недаром речная акватория вокруг любой песчаной косы (коих на излучинах нижневолжских проток имеется огромной количество) четко делится на шучью зону (пространство от косы в сторону затона с медленным течением и, как правило, умеренными глубинами) и зону, оккупируемую судаком (внешняя от косы часть акватории, характеризуемая большими глубинами и сильным течением). Причем и судак (как правило, в ночное время), и жерех (его время — дневные часы), и сом, чья активность приходится на вечерние и утренние зорьки, с огромным успехом посещают щучью зону, выбивая потенциальных жертв зубастой. А вот щука очень редко посещает места охоты своих конкурентов, так как является засадным хищником. Организовать же засаду на сильном течении проблематично. Да и нецелесообразно тратить энергию на непредвиденную работу. У щуки такой работой является борьба с течением. Обладая самой высокой из всех нижневолжских рыб стартовой скоростью, она не очень приспособлена для охоты на сильном течении. А значит, в нижневолжских водах ограничивается ее рост, т. к. здесь преобладает сильное и умеренное течение.

Но уникальность Нижней Волги и заключается в том, что на ее просторах велико разнообразие различных условий обитания. Есть и такие участки, где щука властвует практически в одиночку, и экземпляры ближе к 10 кг являются не редкостью, а нормой. Другой вопрос, что мест таких не очень много, а поиск их требует определенной рыболовной практики и достаточной теоретической подготовки в области знаний о жизни зубастой хищницы. Пятнадцать лет подряд, практикуя ежегодную спиннинговую рыбалку в окрестностях своей дачи на севере Астраханской области, мне удалось в конце 90-х гг. прошлого века найти (и впоследствии неоднократно использовать) место с крупной трофейной щукой.

И вот как это было. Еще с детства мне запомнилась удивительная картина — на широких речных плесах с небольшим течением в июне—августе собираются огромные (в несколько сотен голов) «стада» язей. Поражало несчетное количество рыбьих ртов, безмолвно что-то хватающих с поверхности воды и вдруг мгновенно исчезающих в глубинах, если ты шлепал веслом по воде или бросал в реку палку. Огромная стая «работала» так слаженно, словно выполняла команду какого-то невидимого, но очень строгого командира… Не менее удивительным было и то, что буквально через несколько секунд эти рыбы вновь появлялись на поверхности и спокойно продолжали бессловесную хоровую песню.



Впоследствии я узнал, что это были язи, и именно так они «пасутся» на определенных местах жарким летом. Дело в том, что в этот период времени над волжскими просторами происходит массовый вылет насекомых. Всевозможные бабочки, мотыльки, комарики, жучки, кузнечики и прочая живность, увлекаемые ветром, попадают с берега на водные просторы. А так как очень не многие из них могут преодолеть водные преграды в 500—700 м, да и борьба с сильными порывами ветра быстро обессиливает даже неплохих летунов, то основная масса этих насекомых вскоре оказывается в роли трепещущей приманки на водной поверхности. Река, увлекая своим течением эти многие тысячи насекомых, собирает их в местах со слабым течением в очень большом количестве. И вот на это «дармовое» собираются в огромном количестве язи. Причем поймать в этот период язя (вот же он, рядом) практически невозможно. Не соблазняется он ни спиннинговыми вертушками, ни нахлыстовыми мухами. Наоборот, язи разбегаются от места падения приманки и продолжают пожевывать насекомых, игнорируя искусственные приманки. А посему, заметив такие «пасущиеся стада» язей опытные спиннингисты и блеснилыцики не уделяют им никакого внимания — сберегая такое ценное, но ограниченное рыбацкое время для другой ловли. Таким образом, поступал и я… до лета 1999 г., когда осуществлял сплав. На слиянии старого и нового русла Волги, где как раз присутствует плес со слабым течением, я заметил большую стаю кормящихся язей. Ни жерех, ни глубинный судак не соблазнялись на отвесные приманки (время было «не наше» — ближе к полудню), и постепенно мое внимание перестроилось с рыбной ловли на поведение язей.

Сплавлялись мы в 50 м от жирующей стаи, вели себя довольно тихо, никаких других лодок рядом не было, соблюдалась тишина. Но с периодичностью в 5-8 мин вдруг все язи, издав характерные всплески, исчезали с поверхности реки. Спустя минуту-другую стая появлялась вновь, а через небольшое время опять исчезала.



«Что же пугает этих совсем немалых рыб и заставляет с завидной периодичностью прерывать свою трапезу?» — задал я себе вопрос. И вскоре ответ был найден. Сигналом к уходу на глубину для язей служил мощный бурун, возникающий то в одном, то в другом месте. Причем сразу же стало ясно, что всплеск этот создаст не какой-то играющий язь, а серьезный, крупный хищник. Решив проверить свои теоретические изыски практическими действиями, я сделал заход, чтобы сплавиться по границе язевой стаи. Ветерок по направлению совпадал с течением реки, которое в этом месте и так было достаточным — поэтому приманки отставали от катера метров на 10-15, создавая идеальные условия для блеснения способом «на снос». Глубина плавно менялась с 3 до 6 м на промежутке в 100-150 м.

При первом же сплаве, где-то на его середине, я почувствовал мощный потяг и тут же пустота на леске.....«Щука», — мелькнуло в голове, а руки, автоматически сделав мощную подсечку, уже выбирали слабину лески и фиксировали, что на снасти сидит серьезная рыба. Когда добыча было подведена к катеру, нашему взгляду предстала приличная (на 7 кг) зубастая красавица.

Мою блесну-срезку она заглотала полностью, и то, что это вываживание закончилось победой, а не сходом трофея, — заслуга моего напарника Сергея Кабичкина и его грамотной быстрой работой подсачеком. Воодушевленные таким результатом и оснастив свои снасти для отвесного блеснения металлическими поводками, мы с Сергеем взяли в тот день еще трех пятнистых красавиц. И все они весили более 6 кг. Так произошло мое знакомство с этим замечательным щучьим местом, которым я и мои гости пользуются до сих пор и всегда с успехом.



Схема данного места изображена на рис. № 1 и может служить определенным ориентиром для поиска аналогичных мест на нижневолжских просторах. И тем спиннингистам и блеснильщикам, кто ставит перед собой задачу выловить не просто щуку, а трофейный экземпляр «зубастой», настоятельно рекомендую опробовать данный способ. Причем, способ ловли отвесным блеснением при описываемой охоте на щуку намного эффективнее, чем ловля спиннингом «в заброс» — проверял неоднократно, в течение нескольких лет и при различных погодных условиях. Дело в том, что, когда вы сплавляетесь по краю (или прямо через середину) плеса, где жируют язи, бесшумно плывущая по течению лодка и сидящие в ней блеснильщики не так сильно пугают верховых рыб. Язи как бы «обтекают» лодку на удалении 5—6 м, но с поверхности не уходят, а продолжают кормиться.

Взмахи снасти спиннингиста и особенно удары приманки о водную поверхность (а использовать при такой ловле приходится или крупные, или увесистые джиг-приманки) срабатывают как команды того неведомого командира, которые приводят к испугу всей стаи. Мои же наблюдения и реальная практика показывают, что атаку щука предпочитает совершать на спокойно кормящихся язей, выбирая жертву в соответствии со своими габаритами и, наверное, аппетитом. А вот на «взволнованную» стаю, которая, кстати, состоит из очень разных по габаритам рыб, включая очень приличных (до 3-4 кг) экземпляров, разбойница предпочитает не нападать. Не по зубам ей такой коллективный противник. Вспомните телевизионные фильмы об африканских саваннах, где огромные стада антилоп, зебр и иных копытных сопровождают прайды львов, периодически выхватывая себе на пропитание из их рядов очередную жертву. Я этот процесс называю «хищники пасут свой обед». Что-то аналогичное происходит между щукой и язем при выходе последнего на кормежку летучими насекомыми. Язи едят насекомых, а щуки едят язей. Причем, в иные периоды времени весной и осенью, когда язи уходят с этого места, исчезают и их «пастухи»-щуки, меняя места своей охоты. Но в момент вылета насекомых и пиршества язей зубастые исключительно трофейных размеров собираются к такому месту со всей прилегающей акватории. Как бы ни была велика пасть у щуки, а чтобы суметь проглотить килограммового язя, надо и самой быть немаленькой.



Теперь о снастях для отвесного блеснения, которыми я пользуюсь при ловле крупной щуки.

Удилища для данной рыбалки я использую мощные и достаточно жесткие — фирмы Shimano (Япония) BCX-120L или Technion stanol-20LBS.

Катушки или Revolver английского производства фирмы Browning, или изделия ручной работы российских умельцев из титановых сплавов.

Леску применяю, как и на других снастях для отвесного блеснения, фирмы Zebco — Topic — диаметром 0,5—0,6 мм.

Установка поводка при данной рыбалке просто обязательна, т. к. щука берет жадно и заглатывает приманку полностью. И, чтобы радость рыбацкого счастья не обернулась горечью потери вашей блесны, лучше, если острейшие щучьи зубы встретятся с металлизированным поводком (который, простите за тавтологию, зубастой не по зубам), а не с мягкой монофильной леской.



Блесну я использую своей разработки, так называемую «срезку Лаврова». Как правило, это или «летняя срезка» или «универсальная срезка» (см. рис. 3.). Можно подобрать и иные приманки, например Из морских пилькеров или тяжелых маятниковых блесен. Но срезки работают намного эффективнее. Попробуйте, и сразу почувствуете разницу.

Оснащать приманки следует мощными тройниками и двойниками японских фирм Gamakatsu или Owner размером 2/0-3/0. Можно использовать блесны или вообще без насадки, или оснастить жало крючков самыми мелкими твистерами (фото вверху), как правило, разных цветов на верхнем и нижнем крючках.

Лучшие способы блеснения:

1) «на опережение» — когда направление ветра или его составляющая противоположны направлению течения реки (ветер борется с течением, и блесна в своем движении опережает катер);

2) «на снос» — если направление ветра совпадает с направлением течения реки (ветер «помогает» течению, и блесна в своем движении отстает от катера).

Техника блеснения может быть разной. Комбинирование различных ее элементов в стадии подъема и опускания зависит главным образом от условий конкретного места. Я чаще всего практикую следующие сочетания. При блеснении на опережение — плавный подъем и опускание сбросом. При ловле на снос — подъем с двумя подбросами и опускание с сопровождением.



Очень не лишним при данной рыбалке иметь такие аксессуары, как подсачек с длинной ручкой, хозяйственные перчатки и экстрактор в виде мощного пантера или утконосов с длинными ручками. Подсачек поможет вам уменьшить количество сходов уже подведенной к лодке рыбы, а перчатки и утконосы уберегут руки от острых зубов при извлекании приманки из щучьей пасти.

В общем, если у кого-то есть постоянное желание изловить в нижневолжских водах трофейную зубастую — рекомендую подобрать место аналогичное описанному в этой статье и поохотиться на шук, пасущихся в летние месяцы на плесах с разряженным течением, жирующие стада кормящихся язей.
Автор — Лавров В.

Обязательно воспользуюсь столь подробно описанным советом. Думаю, что он «сработает» не только на нижневолжских просторах, где я бываю не так часто.
Статья познавательная, но уже много чего поменялось с 1999 года, в первую очередь, в снастях. Если честно, то и отвесное блеснение, я считаю, не такая уж и спортивная снасть. Это же не море, где ловят на 200-300-метровой глубине.
В какой то мере статья познавательная, а по мне и рекламный сюжет присутствует в значительной степени. Почитаешь, так в районе базы «Кемп-Дельта» плавают стаи жирных язей и если будешь там применять метод описанный в статье, обязательно поймаешь охотящуюся на них трофейную щуку. Ну, может быть и так, а по мне и язь в 3 килограмма трофейным будет!
Щуку до 10 кг. никогда не ловил, но мечтал конечно, хотя сам живу рядом с Волгой.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.