Спиннинг

Верхний Бузан

Левый рукав Волги Бузан, куда потом впадает Ахтуба, — уникальное место. Ведь именно его принято считать началом дельты Волги. Это уже конец величия Волги и еще не узкие протоки авандельты. Это именно Бузан — нечто среднее между матерью-Волгой и красавицей Ахтубой.

Бузан — это жерех!

До поры до времени верхний Бузан у меня ассоциировался только лишь с жерехом. Получилось так, что начиная с 2003 года я именно осенью оказывался в тех местах и терпеливо ждал безветренной погоды, чтобы на моторной лодке быстро покрыть большое расстояние и поохотиться на жереха около острова Дедов Осередок. Это первый остров на Бузане, и перед ним течение замысловатым образом рисует множество русловых бровок. Где-то там, как нам рассказывали, находится жереховое эльдорадо! В первый раз мы поплыли туда просто посмотреть на это таинство. Понятное дело, взяли с собой кастмастеры всякие, на жереха ведь едем! Таких, как мы, там еще оказалось лодок пять или семь. Свято место пусто не бывает! Но вот незадача! Жерех как-то не ловился! Точнее сказать, ловился, но не у всех, и не в обещанных количествах и весовой категории, о которых буквально день назад вполголоса повествовали у костра. Но это не беда, ведь мы прибыли просто посмотреть, потому что надоело уже щуку ловить. В общем, подсмотрели мы, как ловят жереха… и ничего не поняли. Наш друг Виктор Гордов со своим отцом якорился то там, то тут. Мы наблюдали издалека, стараясь понять логику его действий. Но тщетно. Они становились не там, где била чайка. Почему — мы так и не спросили, не хотели портить человеку рыбалку. Решили самостоятельно разбираться с жерехом.

Обогнули вышеуказанный остров и впали в некоторое уныние. Жереховые котлы распадались до того, как мы к ним успевали подъехать, как нам казалось, на безопасное расстояние. Битых три часа мы гонялись по акватории за чайками и в конце концов заметили, что в одном месте чаечник формируется с некоторой периодичностью. Мы решили заякориться и просто подождать, что будет. Ждали довольно долго. Выкурили сигареты по три, наверное, прежде чем ниже нас по течению стали нервно кричать крачки. А вот уже и бухающие всплески стали различимы на водной ряби. Нам все время хотелось сняться с якоря и чуть-чуть подплыть. Я не знаю, каким усилием воли мы оставались на месте, пока бой жереха не приблизился к нам на расстояние заброса. Однако мы переоценили свои возможности! Мы попросту не добрасывали до котла метров 10-20, как ни старались. Опять возникло жгучее желание чуть-чуть подплыть. Нет, загнав свои звериные инстинкты добытчика куда-то в самый угол рыбацкой души, мы подбадривали себя тем, что нам не нужен мелкий жерех, а мы ловим именно крупного, который должен крутиться вокруг основного буйства, а не в эпицентре. Через 15 минут издевательства над нами жерех сдался. На расстояние нашего заброса жереховый бой так и не дошел, остановившись ниже и левее нас. Первые поимки жереха расставили все по местам и убедили нас в правильности нашей тактики. Жерех брал не с каждого заброса, но около часа мы ловили его, чуть не добрасывая до котла, и вылавливали весьма солидные экземпляры.

Подобным образом мы обработали еще два котла, заметив их постоянство. Вернувшись в лагерь, мы были вознаграждены удивленными возгласами тех, кто так и не подобрал к жереху ключика. В прошлом году на том же месте, перед первым островом мы с тезкой из интернет-клуба Axtyba-77 не про­сто охотились за жерехом, а выполняли задачу по поимке трофея, чтобы увековечить свои имена в призерах фестиваля «Октябрята-2008». В нашем арсенале более правильные спиннинги, более тонкая плетенка, разнообразные приманки. В первый день мы подбирали ключик к капризному осеннему жереху, вроде подобрали, на второй день рассчитывали на трофей, но подвел мотор, и мы прибыли к шапочному разбору. Результат не был достигнут, однако за эти два дня мы как следует изучили это уникальное место. Просмотрели эхолотом бровки, которые тянутся почти параллельно друг другу в сторону Бузана. Кроме жереха, на этих бровках много приличного окуня и средних щучек до полутора кило. Так что, поджидая на рабочей точке возобновления или приближения жерехового котла, вполне есть чем заняться.

Бузан — это коряги!

Вообще вокруг острова Дедов Осередок очень интересные места. Неожиданно можно встретить жереха в любом месте. Главное — быть готовым к встрече с ним, не шуметь и быть терпеливым. Справа от острова через протоку есть закоряженный берег, в котором водятся щуки и судаки. Странное дело. Судаки нам не попадались до тех пор, пока мы изрядно не разогнали щучье поголовье. Именно не проредили, а разогнали, ведь мы всю рыбу выпускали, так как до нужных 4 кг (такая планка была на тот момент) они не дотягивали. Те коряги я вспоминаю до сих пор и обязательно побываю там в этом году. Посудите сами! Там происходит то, ради чего люди приезжают на Волгу. Злые поклевки сыпятся одна за одной! Не успеваешь поро­лоновую рыбку сбросить под водой с очередной ветки, как на падении сильный удар, как Леха говорит, «в ногу». Но коряги — они и на Бузане коряги. Мы постоянно меняли приманки, пытаясь найти оптимальные, на которые может позариться крупняк, которые хорошо засекали бы рыбу и были бы жи­вучи в коряжнике. Мы перепробовали и поролонки-незацепляйки, и твистеры на офсетных крючках, и каролинскую оснастку. Больше всего в этот день мне понравилась комбинация: довольно тяжелая пуля (30-40 г) на струне + твистер Manns на «горбатом» офсетнике фирмы Murena № 4/0. Именно так я поймал первого неплохого судачка на 1800 г. Напарник ловил на свои любимые офсетники «гамакацу» (подсекал так, что чуть с лодки не выпрыгивал, за что я его прозвал «Прыгающий Гамакацу»), однако самого большого судака, явно за 2 кг, упустил. Поторопился с вываживанием, по причине задранного спиннинга не оставил себе маневра на случай резких кульбитов рыбы на поверхности, и судак сорвался. Очень жалко. Мы так ждали, когда судак себя начнет проявлять, и вот под вечер он все чаще начал клевать, но — досадный сход, а ведь могли залезть в призовую тройку по судаку. Но мы заметили такую закономерность: внизу на бровке плавает судак, наверху в корягах — щука. Если в корягах почему-то нет щуки — ее место занимает судак. Окунь присутствует и часто клюет прямо под лодкой, где еще мельче.

На следующий день мы оставили ровно час на два места в этих корягах. По полчаса на одну точку. Это чем-то напомнило прошедшее днем ранее соревнование «Быстрая щука». Асташин так и заявил:

— Мамба, ты как хочешь, а сейчас у нас с тобой «Быстрый судак»!

— Да, только с одним важным дополнением, судака надо поймать не от кило, а от 2,5 кг.

На первой точке крупного судака нет. Ловим, как и прежде, щук «до двушки», судачков и бершей. Леха уже соглашается прекратить бесполезные попытки и плыть на базу, чтобы успеть до темноты сфотографироваться с сомом (о нем чуть ниже) в полный рост. Нет уж! Быстрый судак — значит, быстрый судак! Есть еще полчаса на вторую точку! Становимся. Ловим 10 минут, 15 минут — у берега щучки до полутора кг, с бровки — то же самое. 20 минут — поклевка, подсекаю. Ну что ж, этого придется брать в подсак, упирается сильно! Взял на поролонку-незацепляйку. Судак! Не завел в коряги, честно бодался на чистом месте, сделал пару кульбитов около лодки. Ну! Это уже кое-что! Явно больше двух кг! Кидаем еще по три раза, нет, по пять. Нет, еще один заброс… все, пора! Мчим на базу, а на базе сюрприз — планку по судаку задрали так высоко, что мой судак на 2710 г даже не влез в при­зовую тройку.

Бузан — это ямы!

Немного ниже Дедова Осередка есть впечатляющая яма глубиной под 40 м. Ее сразу видно по водоворотам и причудливому виду береговой линии. Мы попробовали ловить джигом на ее свалах, но, кроме пары бершей, нам ничего не попалось. Про себя я дал обещание посетить эту яму с квоком, впрочем, спиннингистам это скорее всего неинтересно.

Еще ниже по течению вместо двух островов, как нарисовано на всех картах, мы увидели первым Большой Осередок. Именно с воды он кажется первым, на самом деле параллельно ему еще есть Малый Осередок. Мы почему-то начали обследовать острова слева направо, то есть повернули в Воложку, которая протекает между берегом и Большим Осередком. По этому берегу острова живут шикарные коряги, граничащие с глубиной 5-6 м. Вдоль них ловятся мордатые окуни, попадаются вездесущие щуки. Чуть ниже глубина увеличивается до 10 м. Края этой ямки сильно закоряжены, и судак там водится. «Прыгающий Гамакацу» буквально выковырнул оттуда судака «под двушку». Я там поотрывался просто вдрызг! Но он, ловя офсетником на самой бровке, страдал от глухих зацепов по-божески. На другой стороне, через Воложку, мы заметили весьма перспективный перекат, который обстреливал с берега какой-то спиннингист. Явного присутствия жереха не было, и пробовать ловить там мы не стали, хотелось успеть обойти Большой Осередок.

Бузан — это сом!

Оплываем остров, видим ярко выраженную косу, тянущуюся от острова. Течение режет эту косу с обеих сторон. Ветра нет, течение позволяет стать на якорь, что мы и сделали. А знаете, как это бывает обычно, лучшая постановка лодки совершается совершенна «от балды», часто просто с целью стать на якорь и разлить. Пробуем ловить на свале и с одной стороны косы, и с другой. Я всматриваюсь в чаечник неподалеку, жерех там или окунь… и вдруг, сам не зная почему, подсекаю. Не глядя на спиннинг, привычно джигуя, вдруг потерял привычный ритм проводки и машинально подсек. Спиннинг StCroix Avid с тестом 10-35 согнулся, я машинально потянулся к фрикциону, чтобы чуть отпустить его, но вдруг спиннинг выпрямился, и… я уже сматываю плетенку абсолютно без усилия. Что это было? Не знаю!

Сейчас посмотрим на приманку. Однако около лодки приманка сама ускорила движение и стала погружаться. Не понимая, что происходит, я опускаю спиннинг в воду, опять кидаюсь ослаблять фрикцион, но не успеваю. Плетенка 15 lb дзынькнула быстрее. Черт! Кто это был? Толстолобик? А может быть, сом? Ведь я ловил на черную поролонку-незацепляйку, вероятность багрения очень мала. Ну почему я в первый раз не ослабил фрикцион, как хотел? Эх-хе-хе… Сижу, казню себя за досадную ошибку, оснащаю более мощную палку толстой свежей плетенкой. Уже привязал приманку, но забро­сить не успел. Леха что-то подсек и так же, как и я, ничего не понимая, смотрит на согнутый спиннинг. Сниматься с якоря или нет?

— Поклевка была?

— Нет… такое впечатление, что забагрил кого-то…

В этот момент фрикцион начал бешено травить шнур. Сомнений нет, надо сниматься с якоря, борьба ожидается долгая. Хоть плетенка и толстая, снасть мощная — может разогнуться крючок или не выдержать заводное колечко. Поднимаем якорь, однако сом, а это, без сомнения, он, залег на дно под лодкой и лежит. Леха первый раз в жизни ловит сома на спиннинг — что делать? Я пытаюсь со стороны оценивать ситуацию, даю советы по слабости фрикциона, по динамике вываживания. Главное, времени у нас достаточно, сом явно более 15 кг, надо его измотать до полусмерти, прежде чем взять кевлавровой перчаточкой за нижнюю челюсть. Мы не торопились, даже когда он уже всплыл и делал вялые попытки уйти в глубину. Прошло ровно 40 минут. Я с третьего раза ухватил его за челюсть и втащил в лодку. Все! Мы молодцы! Справились!

В тот день с этим сомом на 24,6 кг мы завоевали первое место в номинации «БигФиш» на фестивале «Октябрята-2008», который проводился силами клуба Axtyba-77 и рыболовной базы «Замьяны-77».

Бузан — это щуки и судаки

В тот день, когда мы поймали сома ниже острова, мы больше не искушали судьбу и как истинные спортсмены пытались улучшить результат по судаку и щуке, хоть планка после двух дней соревнований была уже очень высоко, выше, чем в этом же году на мемориале О. Соболева. Мы не исследовали новые места в том районе, а вернулись в начало Бузана в те самые коряги, о которых я уже писал. Посмотреть на вечерний выход, так сказать. Но по пути, как раз между островами Большой и Малый Осередок, среди торчащих деревьев увидели жерешиные всплески. Пришлось потерять час-полтора, ведь парочка жерехов под трешку — и мы в этой номинации побеждаем. Но с этим местом слету нам разобраться не удалось. Поймали одного совсем небольшого, и все. Место достаточно узкое, и жерех осторожничал. А может быть, просто не хватило упорства и навыков. Так или иначе, на следующий день мы, не раздумывая, рванули опять в те края. Жереха на прежнем месте, увы, не обнаружили, зато очень тщательно исследовали верхнюю часть протоки, что между островами Большой и Малый Осередок. И почему мы сразу по ней не поплыли? Первые же показания эхолота около торчащих из воды деревьев вселяют надежду — 5-7 метров! Первые же забросы приносят щук и судаков. Но соревнования уже закончены, мы в свое удовольствие ловим и отпускаем рыбу, исследуем хитрые бровки. Чуть ближе к острову Большой Осередок глубина 9 м подступает к деревьям очень близко. Я так и продолжал ловить на чебурашки с поролонками-незацепляйками, ибо у меня их всегда в избытке. Новое место, «вслушиваюсь в бланк», чтобы не подсечь обыкновенную корягу, накатом переваливаю приманку через какие-то препятствия, как БАХ — и стоит не шевелится! Бывает такое часто, что клюнет и сразу ныряет под корягу. Я форсировать не стал, а опять же стал вслушиваться, может быть, там кто-то по-прежнему сидит? Так и есть, пару раз кто-то забирал по метру-два плетенки, но потом опять утыкался при вываживании в неведомую преграду. Надоело бодаться. Те­ряю драгоценное время, за которое я мог бы увидеть несколько таких поклевок! Я мысленно распрощался с поролонкой и смело потянул на себя. К моему удивлению, преграда подалась, и соперник на том конце лески ожил и опять начал давить в глубину. Ах так?! Ну, значит, крючок засел как следует. Я начал форсированное вываживание, подняв спиннинг высоко над головой. Это была щука на 4300, которая еще два раза делала попытки спасти свою жизнь в корягах, минуя мои весы. Я ее реанимировал потом достаточно долго, но это того стоило. Щука была отличным бойцом, отдала почти все свои женские силы, да еще с явными признаками интересного положения. Возможно, полоса неудач для нее в этот момент поменялась на полосу везения!

Всю дорогу от Замьян до Волгограда мы с Алексеем обсуждали нашу давешнюю тактику. Вспоминали Волгу, на фарватере которой были выловлены на джиг призовые щуки и судаки, опасения, что поднявшийся ветер не позволит нам вернуться вовремя на взвешивание или, что еще страшнее, закончится бензин. И на этом суровом волжском фоне Бузан выглядел просто идеальным местом для спиннингистов, где практически на каждой якорной стоянке нас ждали поклевки. Это место — действительно что-то среднее между матушкой-Волгой и красавицей Ахтубой!

Рыболовный ящик

Я ловил чаще всего на спиннинг Team Kuzmin Sabaneev 18-75 г. Катушка Stella Shimano 4000 F. Плетенка Power Pro 15 lb. Джиговые приманки: пороло­новые рыбки-незацепляйки на грузах-чебурашках, стример в виде твистера с вмонтированным двойником, объемная резина с офсетным горбатым крючком в комплекте с тяжелой пулей на поводке из струны.

Мой напарник ловил на спиннинг Lamiglas X90 MHXS Certified Pro 10-46. Катушка Twin Power PG 4000. Плетенка Power Pro 20 lb. Джиговые приманки: резина Manns (с двойниками или офсетными крючками), поролоновые рыбки фирмы «Контакт». Жереха ловили на обыкновенные кастмастеры от 21 г, а также пилькеры Halco.

Блокнот путешественника

Бузан

Это рукав, отделяющийся от Волги в 46 км севернее Астрахани. Ниже частично сливается с Ахтубой, а далее, разделяясь на несколько мелких проток, впадает в Каспийское море. Длина 102 км. В Бузан впадает Ахтуба (длина 542 км) — левый рукав Волги, отделяющийся от нее в 21 км выше Волгограда. По сравнению с Ахтубой Бузан более многоводен и быстр. На Бузане расположены:

— порт Бузан,

— железнодорожный мост на линии Москва — Астрахань,

— автодорожный мост,

— поселок Красный Яр,

— поселок Володарский.

Советы

— Едете на Волгу — не забудьте про кевларовую перчатку!

— Проверьте свой запас поводков! Мне, например, моего не хватило!

— Возьмите с собой запасной якорь! Мы своим сильно дорожили и чаще привязывались просто к торчащим над водой корягам.

— Утром на воде будет холодно! Одевайтесь теплее.

— Обязательно возьмите солнцезащитные очки.

— Если на рыболовной базе есть выбор — лучше взять более надежную лодку и всегда выезжать с полным баком бензина.

Наши впечатления

Рыбалка — Более универсального места в плане спиннинга еще поискать. Особенно понравится тем, кто не боится ловить хищника в корягах.

Сезон — Вторая половина октября — весьма благодатное время для этих мест. Еще не холодно, а в безветренные дни — просто лето! Еще вполне можно рассчитывать на жереха, особенно в тихое утро.

Рыболовный прессинг — Место достаточно популярное, и, несомненно, там вы встретите товарищей по увлечению, и не одну лодку. Однако удаленность от больших населенных пунктов, а также от солидных рыболовных баз, труднодоступность в ветреные дни спасают верховья Бузана от непомерного палом­ничества рыболовов-любителей.

Водоем — Красивый, широкий, глубокий рукав Волги с островами и ямами. Очень много закоряженного берега, граничащего с большой глубиной. Много ям от 10 метров. Течение чуть сильней, чем на Ахтубе, и чуть слабей, чем на коренной Волге.

Кровососы — Во второй половине октября комары могут быть только в теплые безветренные вечера.

Организованный туризм — Верховья Бузана расположены достаточно далеко от рыболовных баз. По берегам всегда можно встретить дикие стоянки по левому берегу. Наиболее близко расположены знаменитые рыболовные базы «77» и «99»

Коломиец А.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.