Спиннинг

р. Северная - плато Путарана

Плато Путорана — одно из самых малонаселенных и труднодоступных мест на Земле. На территории площадью 250000 кв/км в междуречье Енисея и Котуя раскинулась страна столовых гор, огромных озер, величественных рек и тысячи водопадов. Суровые условия Заполярья в значительной степени определяют особенности природы здешних мест -лиственничные криволесья, каменные останцы, осыпи, непуганые и птицы. Водный мир богат как по видовому составу, так и количественно. В основном в реках и озерах встречаются представители семейства лососевых — 4 вида гольцов, таймень, ленок, хариус, 6 видов сигов. Также многочисленны щука, окунь, налим, язь.

Бассейн реки Северной, первого от Енисея правого притока Нижней Тунгуски, представляет собой сложную систему озер и рек в юго-западных отрогах плато Путорана. Многочисленные, впадающие в озера, реки и ру­чьи собирают чистую воду с гор на площади более 1000 км2 в озера Верхнее Агата, Среднее Агата, Се­верное. Вытекает одна река — Северная. Раньше вся система активно осваивалась рыболовецкими брига­дами, особенно самая богатая «черной» рыбой (щукой, окунем, язем, плотвой, налимом) ее часть — озеро Северное и истоки одноименной реки. На данный момент, кроме туристических групп, никого здесь ре­гулярно не бывает. Рыбные запасы восстановились в значительной степени. Хотя река Северная впадает в Нижнюю Тунгуску всего в нескольких километрах от районного центра, поселка Туруханск, попасть в ее истоки можно только вертолетом — лететь около часа, ну а в отдаленные озера системы придется до­бираться почти полтора часа…

Идея побывать на плато Путорана родилась еще три года назад. Однако, в силу разных обстоятельств, два раза она откладывалась. И вот осенью прошлого года решилось — едем. Изначально планировалось, что поедут 5 человек из Франции (мой давний друг, уже много лет живущий там, и 4 француза) и 4 человека от российской фракции. Самое сложное было найти приемлемый по деньгам вариант. Но он нашелся. Причем и маршрут (нам предстояло пройти на моторах по озерам Агата верхнее, Агата нижнее, Северное и далее сплавиться 60-70 км по речке Северной, вытекающей из одноименного озера), и та сумма, которую должны были заплатить участники, были именно те, что мы искали.

До мая подготовка шла нормально, а потом началось. Сначала три человека с российской стороны вынуждены были отказаться от поездки, и мы решили было пересмотреть планы на будущий отпуск. Потом нашлись двое желающих, были куплены авиабилеты, но… обстоятельства непреодолимой силы вынудили и их остаться в Москве. Теперь было поздно давать задний ход, но у нас не хватало людей, то есть наша поездка становилась значительно дороже. Уже ни на что не надеясь, я повесил кратенькое объявление на сайте fishband.ru — мол, есть свободные места на такие-то сроки в такие-то места с такой-то стоимостью. И тут же откликнулись два человека! Забегая вперед, замечу — хотя группа собиралась как пазл и получилась совершенно разношерстная, ни в одном из прошлых путешествий у меня не было такой сплоченной, бесконфликтной, великолепной компании! Огромное спасибо всем участникам — с такими ребятами я, не задумываясь, поехал бы куда угодно!

До Туруханска добрались без происшествий, больше всего запомнилась бутылочка 60-градусного каль­вадоса трехлетней выдержки, лично изготовленного нашим французским компаньоном Кристьяном и распитая в 6 утра в аэропорте Черемшанка в Красноярске. Начиная с Туруханска, жизнь начала неуловимо меняться, все больше отличаясь от привычной-цивилизованной-«европейской». Преобладание праворульных автомобилей, отсутствие вроде бы забронированных и оплаченных мест в гостинице, шикарная еда в скромной столовой за символические деньги, полуторачасовой процесс швартовки парохода из Дудинки, на котором прибыл наш девятый сотоварищ…

И вот мы в чреве чуда советского авиапрома. Гул — кто летал, тот знает, курить нельзя (хотя если до­говориться — то можно), но главное — мы летим! Прилетели, быстро поставили лагерь, самые настоящие рыбаки даже собрали спиннинги и сделали по несколько забросов. Первая наша стоянка была два дня — день прилета и следующий. Нужно было собрать лодки, привести в порядок снаряжение, адаптироваться к местным условиям.

Северянин, Alex, наши французы — они первый раз были на Севере. И было интересно смотреть, как они вместо того, чтобы отдыхать, бороздят акваторию на своих лодках.

Уловы были так себе. Щука — кил по 4-5-6, окунь, весом от кила и выше… несколько хариузков. Вообще-то за такую щуку и тем более окуня в московском (да и не только) регионе любой отдаст все! Но мы же приехали совсем за другой рыбой!

Третий день был запланирован под переход по озеру до следующего места стоянки, вблизи истока реки Северной. Ранний подъем, быстрый завтрак, и началось самое интересное. Нам предстояло в первый раз попытаться разложить громадную кучу вещей на 4 лодки. Причем 90 % должно было быть погружено на нашу, транспортную. После погрузки я понял, что для меня места там не осталось… Да и наш со­провождающий, сидя на моторе, мог наблюдать перед собой только гору вещей. Так что несколько часов ему пришлось рулить стоя… Я же разместился в самом носу лодки. Каждая встречная волна накрывала ме­ня с головой. Так что если бы не нормальная экипировка, то не знаю, что бы было со мной к концу этого перехода.

Погода нас не радовала. Было достаточно холодно, постоянно срывался дождь. Все это довершал про­мозглый ветер. Единственное, в те моменты, когда мы разбирали-собирали лагерь, дождь прекращался. А как только мы заканчивали это — начинался с новой силой. И так повторялось несколько раз.

На следующий день часть нашей группы на двух лодках ушла к противоположному берегу, а я и французы отправились вверх по нашему берегу, где метрах в четырехстах от нашего лагеря по карте в озеро впадал ручей. Ручеек был достаточно бурным, но небольшим. Мест для ловли практически не было. Да и со своей «трешкой» мне было достаточно сложно лазить по кустам. Поэтому, когда французы решили подниматься выше, я остался у небольшого слива. Первые забросы не дали ничего. Я присел на камень, закурил сигаретку. Торопиться было некуда. Сидя здесь, я был полностью защищен от ветра, и через какое-то время стало даже жарко. В этом месте был небольшой бочажок, заключенный между двумя сливами. Шириной не более пяти метров и протяженностью около 15. Сидя на камне, я отпустил блесну почти на уровень катушки и как маятником сделал заброс в сторону противоположного берега ниже по течению. Первый оборот катушки — и следует сильный удар. Рыбка на другом конце шнура сопротивлялась очень даже достойно. Да и не мудрено — жить на таком течении может только сильный. Шансов, конечно, у нее не было никаких — снасть-то была настроена на серьезных противников. Однако вываживание, пусть и непродолжительное, доставило массу удовольствия. И вот уже хариус граммов на 800 извлечен из воды, освобожден от блесны и отпущен в родную стихию. Второй заброс — и все повторяется! Подведя хариуса к камню, на котором я сидел, одной рукой достаю фотоаппарат и пытаюсь заснять все те кульбиты, что он вытворяет под берегом. Кажется, вышло! Достаю его из воды, аккуратненько делаю снимок уже на берегу, и он отправляется вслед за своим первым товарищем. Ну что сказать? Жизнь удалась! Поймал еще трех, поклевки закончились, да и сгустившиеся облака не предвещали ничего хорошего, нужно было собираться в сторону лагеря. Все-таки чуть-чуть я опоздал и последние 200 м шел под проливным дождем. А в лагере красота! Сидишь себе в шатре — вокруг непогода, а тебе хорошо — светло, сухо, ни тебе комаров, ни мошки! Сидишь и радуешься жизни!

К вечеру приплыли остальные наши товарищи. Отличился Северянин — поймал штучек 6 сижков. Алекс же пытался весь день скрыться от щук, но они находили его блесну везде!

На ужин была и жареная щука, и копченая, и малосол из хариуса — все было!

Было много разговоров, планов, так как на следующий день начинался тот этап нашего маршрута, ради которого мы и полетели в Сибирь. Начинался сплав по речке Северная.

Сразу скажу, что не повезло нам в этом году с водой. Вода была намного выше обычного уровня. Не могу сказать наверняка, но при нормальном уровне речка, наверное, не имеет в ширину больше 40 м. Причем она должна петлять, а с обеих сторон должны быть берега из мелкого галечника, каменистые косы… Так вот, ничего этого не было. Была труба 100-150 м шириной, изредка случались острова и повороты. Вода стояла в берег, найти нормальное место для стоянки было практически невозможно. Как выяснилось позже, первый участок реки, километров 45, считается самым «таймешачьим». Но это по нормальной воде…

И вот первые километры на реке. Неспешное течение, никаких признаков перекатов, тишина и спокойствие. Обнадеживаем себя мыслью, что это только начало — все еще впереди…

В авангарде у нас был всегда экипаж Северянина и Алекса. Они прокидывали все перспективные и неперспективные места в надежде поймать тайменя. И удача им улыбнулась. На прямом проходе, где течение чуть убыстрялось и глубина составляла не более полутора метров, у Алекса взял таймешонок. Небольшой, килограммов семь. Но это был первый таймень — первый в нашей экспедиции и первый в жизни Алекса. Хотя у нас не было раций, мы хорошо слышали, что Сашка таки поймал!

Скоро мы подошли к очень интересному месту. Река делала правый поворот, небольшой прямой участок — и русло поворачивало налево практически под прямым углом. Место было идеальным для ловли. Течение резко усиливалось, на самом повороте с правого берега до середины уходила каменистая коса (которая при нормальной воде была собственно берегом), а за ней резкий свал в глубину. Мы грузовой лодкой причалили к правому берегу, а Северянин с Сашкой стали на противоположном, на каменистой осыпи. Таким образом, они могли облавливать и яму, которая находилась прямо перед ними, и следующий дальше слив, где река делала левый поворот. Первый же заброс, сделанный Северянином, принес поклевку Хозяина. Но — не его это был день! Мише удалось подержать рыбу буквально считанные секунды — и сход. Все это я наблюдал с противоположного берега. Довольно отчетливо до меня доносилось все, что Северянин думал в этот момент.

Я же не стал заморачиваться попыткой поймать тайменя. Впереди в зоне заброса активно плавился хариус. Пятерка Blue Fox, заброс, поклевка, вываживание — и. первая рыбка есть. И так практически с каждого заброса. Причем часто хариус промахивался, часто плохо засекался, но никуда не уходил. И совершенно его не пугало, что я стою во весь рост, что веду себя достаточно шумно — он продолжал исправно клевать. Среди хариусов проскочил и один сижок. Появились наши две отставшие лодки. На первой шли Адвокат и двое французов. Чтобы предупредить их, что по нашему берегу идет мель, наш сопровождающий Петя вышел на оконечность заливчика и стал энергично махать рукой в сторону середины реки и противоположного берега. Адвокат воспринял эти знаки как тайные рекомендации и немедленно сделал в том направлении заброс. Блесна падает, первый оборот катушки — и вот вам, пожалуйста, таймешок, такой же, как у Алекса.

Вскоре все наши лодки были у берега. Ловить не было уже смысла — шум моторов, обмен мнениями и впечатлениями распугали даже хариуса, что уж говорить о таймене. А он точно был там. Причем не обошлось без комичного. Во время споров, что делать дальше и где будет стоянка, Северянин, стоя в воде, купал под ногами довольно крупную колебалку. Как результат — щука на семь с лишним кило… Но радости никакой — вот если бы таймень, хоть маленький, но таймень…

Вечер. Ужин. Традиционные разговоры под спирт и всевозможную закуску из рыбы. Горячая уха… И вот уже следует предложение подняться на перекат на моторах и посвятить часть ночи мышкованию. Две лодки отправились вверх по реке, а я, посидев еще полчасика у костра, отправился спать.

Следующий день у нас был праздничным — в первый раз за все время нашего маршрута не было дождя. Причем не просто не было дождя, а светило солнышко, и весь мир вокруг нас преобразился. Нулевой результат ночной попытки поймать тайменя на мыша не сломил волю к победе. Две лодки опять улетели на место ночной ловли. Я же, не спеша попив кофею с бутербродами, взял привычный комплект спиннинг с тестом 8-32 от Berkley со Stella 4000 F и РР 10lb и отправился к дальней оконечности острова, где река делала левый поворот и наблюдался достаточно длинный перекат. Хариус ловился исправно. Причем не приходилось экспериментировать с блеснами — ставь пятерку или шестерку Blue Fox и лови всю рыбу, которая есть в реке. Причем, если хочешь, чтобы хариус клевал на каждой проводке, ставь трешку.

В течение 15-20 минут поупражнявшись с колебалками, я решил не изобретать колесо и повесил латунную Blue Fox № 6. Заброс, блесна легла чуть выше по течению, неспешная подмотка… и мертвый зацеп. И зачем я так медленно выбирал шнур? Ведь понятно, что перекат, полно камней, побыстрее надо было крутить катушку… Как в хорошо известных рассказах бывалых рыболовов, когда уже принято решение зажать рукой шпулю и рвать шнур — зацеп вдруг оживает… Да еще как! Естественно, рыба использовала по максимуму силу струи, но сразу было понятно — у меня достойный соперник. Форсировать события нельзя было ни в коем случае — обрыв был бы неминуем. Поэтому достаточно хладнокровно (насколько это было возможно в данной ситуации) я решил выкачивать рыбу и попытаться вывести ее со струи на границу со спокойной водой. Минут пятнадцать таких упражнений, и я практически достиг желаемого. Я уже был уверен, что победил. Эта уверенность и сыграла со мной злую шутку. Рыба была уже не на струе, и можно было бы ускорить процесс вываживания. Но я не торопился, а зря. Еще невидимый соперник сделал последний отчаянный мощный рывок… и шнур предательски обвис. Ругая себя последними словами, я вымотал шнур. Я был уверен, что его перетерло о камень, однако ошибался. Так как в реке было много крупной щуки, мы всегда ставили поводки. Я использовал поводки от Berkley еще из давнишних запасов. У меня не было причин сомневаться в их надежности. Но… я в принципе видел такое в первый раз. Поводок лопнул посередине! Даже не было обидно, что рыба победила в этой борьбе. Обидно было, что я так и не увидел своего соперника…

Посидев на берегу и выкурив несколько сигарет, я вернулся в лагерь.

Из случившегося был сделан вывод — пора убирать в тубус «лайтовик» и собирать серьезную снасть. Так как таймень (а это был, несомненно, он) показал, что в реке он есть, причем реально есть вероятность поимки крупного экземпляра.

Соответственно была снаряжена Fenwick HMG-AV GAVS 10 с тестом 15-50 и к ней старый, много раз испытанный Wonder 500 Gold (еще из самых первых поставок) с двадцатилибровым Power Pro. Вечер. Костер. Вкусный ужин. Двадцать пятый раз рассказ, как все это было…

Но у нас появилась проблема. Первоначально планировалось, что мы пройдем по реке 60-70 км, и там нас заберет «вертушка». Но уже на реке выяснилось, что финиш в целях минимизации вертолетного времени перенесен на 70 км ниже по течению. Приходилось на ходу менять наши планы. Вот когда мы по­радовались, что на всякий случай купили в Туруханске 70 «лишних» литров бензина!

Посмотрев карту, мы решили на следующий день сделать сорокакилометровый переход до живописного места на реке, где находится зимовье и живет старый поляк Чеслав. По первоначальному плану там мы должны были отдохнуть день, попариться в баньке и за последний десятикилометровый переход достичь конечной точки нашего маршрута. Теперь же выходило, что от избы Чеслава нам предстояло сделать по реке еще 70 км. Поэтому ранний подъем на следующий день, быстрый завтрак — и в путь.

На всех 40 км перехода мы пытались ловить. Причем на многих участках реки, где мы шли, чувствовалась глубина — многочисленные водовороты, практически отсутствие течения… Единственный минус — по берегам не было ни единого места, где бы можно было зацепиться и попытаться пробросать выбранный участок с суши.

К вечеру мы причалили к зимовью Чеслава. Встретил он нас радостно — мы были последней группой, которая планировалась на данный год. А поскольку он живет в тайге совсем один (только семья бурундуков да старенький радиоприемник скрашивают его одиночество), мы были для него славной добычей!

Отличный человек! Светлый, добродушный! Вечером, сидя в гостевой избе, выпивая спирт и закусывая его морошкой и сугудаем из сига, мы расстелили карту. Чеслав показал нам притоки, где имело смысл остановиться. Так как время было неумолимо и после выхода от него у нас могла быть только одна дневка, мы, рассмотрев все варианты, остановились на одном — приток Извилистая. По словам Чеслава, там-то уж таймень точно должен был быть! Погостив на заимке, попарившись в баньке, утром мы затрубили сбор. За неделю мы научились быстро вставать, быстро завтракать, быстро собираться и быстро отчаливать…

Что такое 19 километров вниз по течению да под пусть слабеньким, 5 сил, но мотором? По пред­варительной договоренности, лодки шли по реке врозь, останавливались где хотели, каждый пытался что-то поймать.

К семи вечера наша экспедиционная лодка приблизилась к месту впадения в реку притока Извилистая. Еще издали мы поняли — что-то здесь не так… У берега в воде стоял Северянин и вопреки здравому смыслу даже не пытался вылезти из воды…

Только приблизившись, мы поняли — случилось у него счастье! Он реанимировал очень хороший экземпляр тайменя! Сразу скажу — после контрольного взвешивания тот потянул на 16,200. Это был самый крупный из пойманных за нашу поездку тайменей. Естественно, фотосессия… Очень аккуратно — мы ведь должны были отпустить Хозяина! Порядка 40 минут реанимация… Вопрос Северянина: «Гена, а как мы поймем, что он уже оклемался?» — и короткий ответ: «Поймешь»! Еще минут пять, и Таймень мощным ударом хвоста по лицу доложил Северянину — он оклемался и готов. Куча брызг, радостное лицо Миши (ну поверьте, очень трудно в холодной воде стоять 40 минут, когда твои руки находятся под водой и держат рыбу, чтобы она не заваливалась на бок, а температура воды не превышает 12 градусов).

В этом месте мы сделали последнюю дневку. Ночью опять была попытка мышкования. Опять без­результатно. Все-таки вода была очень большая. Это единственное объяснение.

Следующий день был, по сути, последним днем отдыха. Мы стояли лагерем. Каждый был волен делать то, что хочет. Погода благоприятствовала нам. Было не жарко. Светило солнышко. Вокруг — сплошная мошка… Я решил, что обязан-таки поймать Рыбу. Сказано — сделано! На все про все мне потребовалось минут сорок. Просто повезло — я увидел бой тайменя. И бил он на расстоянии заброса! Бросок, оборот катушки, удар, около 20 минут напряженнейшей борьбы, и таймень «за пятнашку» сдался!

На этом лично для меня рыбалка закончилась. Тем более что оставался день перехода и окончание маршрута. А Сашка честно месил прозрачные воды реки Северная до глубокого вечера — безуспешно…

Утро, завтрак, сборы — и в путь. Не буду долго рассказывать, но это был день Алекса!

Он умудрился поймать трех таймешат, а также третьего по счету и самого крупного по весу ленка!

К вечеру мы достигли песчаного острова, с которого нас должна была забирать вертушка. Поход закончился. И пусть было много огрехов (очень много) в плане организации, я для себя, причем не в первый уже раз, сделал один-единственный вывод, главное в такого рода поездках — люди. А с людьми в этот раз повезло как никогда.

Блокнот путешественника

Экипировка

Как правило, туроператор готов предоставить палатки и спальные мешки. Поскольку средством доставки до начала маршрута является самолет, тащить на себе палатки нецелесообразно, придется платить приличные деньги за перегруз. А вот на спальном мешке не стоить экономить. Во всяком случае, я всегда в такие поездки беру только свой спальник.

Питание

Желательно раскладку составлять самим. Как правило, группа состоит из 7-9 человек, и не все имеют оди­наковые вкусы. Понятно, что в тайге не приходится капризничать, но ведь главная цель поездки — не борьба за выживание, а получение удовольствия.

Средства связи

Конечно, когда спутниковых телефонов не было, люди обходились и без них. Но сейчас, когда это стало достаточно доступной вещью, лучше не рисковать. Мое глубокое убеждение, в данном вопросе не стоит полагаться на услуги, которые вам обещает туроператор. Мы вот положились, и в результате спутниковый телефон, который нам был предоставлен, оказался бесполезной вещью, за все время маршрута мы ни разу не смогли поймать спутник. Да и аккумулятор у него был абсолютно мертвый. Поэтому, пытаясь связаться с Большой Землей, мы подключали его при помощи проводков к аккумулятору от эхолота. Эхолот, в отличие от телефона, имел исправный аккумулятор… зато сам работать отказывался.

Результаты

Рыболовные итоги поездки были обусловлены аномально высоким уровнем воды. Почти всех своих тайменей, 19 штук, мы поймали там, где их не должно было быть, на прямых перегонах с небольшими каменистыми порогами. В реке злобствовала щука, по московским меркам трофейная, 8-10 кг не были редкостью, про экземпляры от трех и до шести я просто не говорю. Было поймано только 3 экземпляра ленка, скорее всего, весь ленок стоял в притоках. Изредка попадался сиг-пыжьян, самый крупный потянул на 2,200.

Кто наплевал на погодные катаклизмы, так это хариус. Этой осторожной хитрой рыбой река кишела точно так же, как и при нормальном уровне воды. Экземпляры в районе килограмма уверенно брали как на муху, так и на шестерку Blue Fox.

Выбор туроператора

Сейчас существует столько предложений, что глаза разбегаются. Естественно, лучше всего обращаться в фирмы, которые уже давно существуют на российском рынке и успели создать себе репутацию, а также навести среди знакомых и друзей справки — может, кто-то прибегал уже к услугам этого оператора. Но даже это не дает гарантии. Мы, например, все это сделали, а в результате:

— не получили оплаченных мест в гостинице в Туруханске;

— в полтора раза переплатили за вертолет;

— наш сопровождающий был милейшим человеком, но не был рыболовом, к тому же первый раз шел по этому маршруту;

— об изменении маршрута мы узнали только на реке;

— вертолет прилетел за нами не в назначенный день, а на следующий. Мы сутки просидели на песчаном острове со сложенными вещами и лодками, без дров и без связи (!), зато с билетами на завтрашний рейс до Красноярска, а оттуда дальше, в Москву и Париж.

Из всего выше, сказанного следует только один вывод. Как бы ни были заманчивы предложения, как бы вы хорошо ни знали людей, которые вам делают это предложение — вы всегда должны рассчитывать исключительно на себя. И закладываться на самые (казалось бы) невероятные стечения обстоятельств.

Блинов Г.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.