Спиннинг

Сплав по реке Оленек

Река Оленек… Не Олень и не Ленок, а просто «мало воды» в переводе с якутского. Ну да, если брать наши, российские масштабы, то река и небольшая совсем. Ну подумаешь, 2300 км, ерунда. Ровно столько от Белого моря до Каспийского, это если по прямой.

Маршрут нарисовался случайно. Один боец нашей команды, играя в футбол, зацепился словом с другим футболистом, который, как оказалось, имеет связи в городе Мирный в Якутии, это где алмазы добывают. И этот добрый человек сказал, что все нам устроит. Как правило, такие разговоры заканчиваются ничем, но мы ребята серьезные, за маршрут зацепились крепко и…

И вот мы уже отправляем грузовым самолетом сшитый специально для этой поездки 8-местный катамаран, мотор в 5 сил и все снаряжение в город Мирный, где добрые люди готовы все принять и сохранить. Вопрос с вертолетной заброской и эвакуацией тоже в итоге отлично разрешился. Оставалось только собрать снасти и купить билеты на самолет.

До начала путешествия оставался целый месяц, месяц ожидания — это ужас. Все снасти собраны и перебраны 10 раз, говорят, что ожидание рыбалки не хуже самой рыбалки, но это не тот случай. Специально для этого путешествия приобрел подводный бокс для фотоаппарата, надеясь на прозрачность воды. Ведь на всей реке практически нет ни одного населенного пункта. Ну, это я, конечно, загнул, несколько поселков есть, но никаких предприятий нет и в помине, а золотодобывающая драга на притоке Оленька Алаките давно закрыта.

И вот наконец день вылета, аэропорт Внуково… это читателю неинтересно, никаких проблем ни с оружием, ни с багажом. И через несколько часов лету мы в аэропорту Полярный. Порадовали свежеокрашенные дома в поселке, я все время раньше думал, почему нельзя покрасить дома в веселые цвета, многие наши северные поселки навевают ужасную тоску, а желтые, розовые и голубые дома радуют глаз и поднимают настроение, ну у меня точно.

Нас встречают. Все происходит настолько быстро, что мы не успеваем даже сориентироваться, как уже оказываемся на небольшом аэродроме города Мирный. Вертолет нас уже ждет. Остается только уточнить место и сроки нашей эвакуации с реки. Командир вертолетного отряда очень скептически отнесся к нашему желанию покинуть реку в субботу, но подарочная коробка с набором блесен сотворила чудо, командир обещал прилететь за нами лично…

Монтаж, знаете, такая вещь в кино, вроде вот только что чего-то случилось, и тут же оказывается, что прошло несколько лет. Именно такое необычное ощущение я испытал, когда мы помахали вслед вертолету, выбросившему нас на хорошо продуваемой каменной косе, где в Оленек впадает небольшая река Верхняя Полная. Еще утром я завтракал дома… Монтаж — и я обедаю уже за тысячи километров от дома на чистейшей якутской реке, в двухстах километрах от ближайшего населенного пункта… Такой быстрой заброски никто из нас припомнить не смог.

Отсюда мы отмерили себе 500 км сплава, и хоть все местные говорили нам, что в самом верховье делать особо нечего, мы их не послушали. Шикарная погода, достаточно редколесная тайга, а я вспомнил, что где-то читал перед поездкой, что в верховьях река бедна и лесом, и рыбой, и зверем. Лесом действительно бедна.

Но когда вертолет завис над речкой, я отчетливо видел всплеск большой рыбы, и поэтому настроение было бодрое.

Прямо над нами пролетели два веселых гуся. Значит, если не зверь, то птица есть.

Я решил наловить свежей рыбки на уху. Вы, наверное, слышали, что в Якутии сначала ставят котелок с водой на огонь, а потом идут ловить рыбу? Так вот, это был не тот случай. Только через 15 минут мне удалось выловить первую рыбку — это был сижок. Аднако… В течение часа нам таки удалось наловить сигов на уху и даже осталось на малосол, но рыбалка была реально трудовая и никакой «халявой» не пахло.

Скажу честно, нас это не особо расстроило, впереди столько всего должно быть интересного, и рыбу мы обязательно поймаем. А сейчас нам надо сделать из двух баллонов для катамарана настоящее судно… можно сказать, корабль.

На это ушло полдня, и вот мы проводим ходовые испытания нашего катамарана под мотором. Отлично идет, настоящий корабль, классические 10 км/ч. Или неспешно 30-40 км в день, или 500 км за две недели с двумя дневками. Вот такой вот у нас был план. Путешествие началось.

Из дневника путешественника

31 июля. Стапель и первый ходовой день. Ясно, ветра нет. Построили катамаран, сняли лагерь и стали через 10 км, не доходя до Закуседы.

Достаточно унылый пейзаж, редколесье лиственниц, ни одного встреченного зверя и… и практически полное отсутствие рыбы. Нет, сига на уху наловить нам удавалось, это были классические места его обитания — несильное течение, небольшие заводи,- но другой рыбе не за что было зацепиться. Просто чистое дно.

Ни хариуса, ни ленка, ни тем более тайменя. Но ведь если есть сиг, то должна быть щука? Присмотрели отличную щучью заводь, глубокое место, водоросли, мне показалось, что я даже увидел большую щуку. Но водорослей оказалось слишком много, и наши блесны тут же приносили нам улов в виде травы. Открываю свой рыболовный ящик и извлекаю из него поппер. Все смотрят на меня с некоторым изумлением. Забрасываю, делаю три оборота, и все отлично видят момент удара. Щука есть, она не может не есть старый верный поппер от Rapala. Понятно, что щуке там все равно, она с таким же удовольствием, с каким ее съели мы, съест любой предложенный ей поппер. Но вот незадача, попперов на всю команду оказалось всего три штуки. Знаете, что отлично заменит поппер? Искусственная мышь. Дело заладилось, помимо сига у нас в меню появилась щука.

Из дневника путешественника

Прошли во второй день 58 км. Мотор идет хорошо. При 3000 об/мин наш 7,5-метровый катамаран идет по плесам 8 км/ч и разгоняется на течении до 10 км/ч. Рыбы мало. В основном попадается щука на границе заливов и основной струи. Много сига, но поймать его тяжело.

Сига действительно было достаточно сложно поймать, иной раз он напрочь игнорировал мелкие вертушки, но отлично ловился на воблер при быстрой проводке с долгой паузой, поклевка происходила в момент всплытия воблера. Но на столе у нас всегда были и малосольный сижок, и жареная щучка.

К великому нашему удивлению, мы не поймали еще ни одного хариуса, не говоря уже о ленке. Хотя по берегам деревьев уже прибавилось и стали появляться первые небольшие скалы.

Из дневника путешественника

Третий ходовой день. Дошли до Н.Ярольина. Щука по заливам. Были на метеостанции. Вечером пошли на озеро, вернулись далеко за полночь. Пусть теперь оно называется «Собачье», у меня сегодня день рождения.

Немного пояснений. Так как маршрут фактически «курортный», ни тебе весел, ни физической нагрузки, все делает мотор, решили себя немного нагрузить и дойти вдвоем с товарищем до ближайшего от нашей новой стоянки озера. Карта показала 2 км. Я взял ружье, а товарищ спиннинг. В итоге 2 км легко превратились в 5, хорошая местность — в болото и практически непроходимые заросли, да еще туча комарья, но к озеру мы все-таки дошли. Назвали его «Собачьим», кто знает меня, тот поймет. Никакой рыбы мы там не поймали.

Четвертый ходовой день. Мой день рождения. Дошли до В. Монди. Щучка по заливам. Снова стоит цель дойти до рыбы, но изменений в этом плане нет. За день проходим 48 километров с остановками на облов мест и поднятие тостов за меня. Вечером праздничный ужин с вручением подарков.

Ну я просто обязан был поймать первого Ленка. Пять дней уже на реке, сиг приелся в полном смысле этого слова, хотя некоторые экземпляры были зачетные. Я именинник, ну река просто обязана была сделать мне подарок. Спасибо тебе, Оленек, хоть на этом, ленок весом 1,3 кг на всех не бог весть что, но хоть так. Мы еще не догадывались, что меньше чем через день никто из нас ловить этих самых ленков уже не захочет. Встали поздно, собирались долго, прошли почти половину маршрута, а уловом похвастаться — проблема. Шучу, конечно, перед кем хвастаться? Просто порядком поднадоели очень перспективные места, но заселенные только щукой и сигом.

Прошли 4 км и стали на притоке. Всем, конечно, известно, что северная рыба стоит на притоках, где вода не такая теплая, как в реке. Но почему-то до этого притока это правило не работало. Да… Вы уже, наверное, поняли, вдруг — именно вдруг — в реке появилась рыба… много рыбы, очень много рыбы, и пусть выдающихся экземпляров не попадалось, но весь ленок был мерный, иногда вдруг случался сильнейший удар, и казалось, что на том конце удилища большой ленок, но это оказывался небольшой таймень.

Отпускали, конечно, как можно осторожнее. Взяли несколько ленков на уху, делали суши, крутили роллы, ели сырым с васаби, короче, устроили себе праздник живота. Но все это было вечером, а сейчас решили, что сегодня дальше не идем, встаем тут и делаем баню. Сделали «шило», накрутили роллов и принялись искать «правильные камни» для бани.

Почему про баню, а не про рыбалку? Все-таки странная вещь эта рыбалка и клев рыбы в частности. Когда не ловится — плохо, когда ловится отлично — тоже плохо, не прошло и двух часов, но никто уже не ловил, и лишь только одинокий нахлыстовик наслаждался отсутствием вокруг себя конкурентов-спиннингистов.

Настроение прекрасное, отличная погода, шикарные виды, чистейшая вода, плескающаяся в реке рыба, запах костра и вокруг ни души. Баня получилась знатная, набрали ягод и сварили компот, а после бани все как положено, песни у костра, за мое здоровье и здоровье всех присутствующих, японская кухня, ну а теплое сакэ заменили холодным шилом.

Не, ну куда нам торопиться от столь чудесного места, решаем на следующий день сделать дневку, пройтись вверх по притоку, устроить фототур. На 5 человек взяли один спиннинг. Главное оружие — фотоаппарат.

Это словами не передать, в прозрачной и холодной воде притока то там, то тут проплывали мимо нас небольшие группы ленков необычного окраса. Увидев нас, они делали вид, что уплывали, но останавливались в 20-30 метрах ниже по течению и ждали, когда мы уйдем подальше от их любимого места, чтобы побыстрее вернуться. Температура воды в притоке значительно отличалась от температуры воды в Оленьке. Стало понятно, почему в реке нет ленка, вода для него слишком теплая.

Пройдя по этой небольшой речушке несколько километров, мы постоянно встречали рыб, стоящих на самой струе. О, да тут целый косяк, хором сказали мы, обнаружив в ямке после небольшого переката несколько ленков нормального размера и кучу маленьких рыб за ними. Вот где мне при­годился купленный перед поездкой подводный бокс. Ленки только делали вид, что боятся меня, мне удалось приблизиться к ним на достаточно близкое расстояние и сфотографировать. Ну как можно их после такой фотосессии ловить? И мы, счастливые, медленно побрели назад в лагерь. Эту стоянку я не забуду никогда в жизни.

Но нам пора двигаться вперед, и почему-то у всех у нас ощущение, что дальше будет еще лучше.

Из дневника путешественника

Седьмой ходовой день. К обеду пошел дождь. Не дошли до Вил 6 км. Боб поймал тайменя. Я решил писать хокку. К вечеру распогодилось, и вы­летела мошка.

А торопиться-то нам было совершенно некуда, первую половину маршрута мы пролетели за 4 дня, и теперь у нас уйма свободного времени. Решили опять устроить дневку, уж больно место показалось красивым. Уже без проблем наловили ленка и решили закоптить его холодным копчением по новому способу. Все заменили крючки на блеснах на одинарники и прижали бородки, почти все ловят на колебалки, «литл клео» рулит. Пытаемся мышковать, но ленок хватает мышь с такой жадностью, что реанимировать его бессмысленно. Притом хватает мышь и днем при ярком солнечном свете. Можно просто закинуть мышь и идти по берегу со скоростью течения, которое эту самую мышку тащит. Ленок не заставляет себя долго ждать.

Река стала меняться, течение усилилось, по берегам стали появляться небольшие каменные горы с красивыми останцами, сделанными ветром и водой. Проходя небольшой перекат, все увидели под катамараном несколько тайменей, стоявших на струе. Решили причалить и попробовать взять. Не знаю, кто там увидел тайменей, но я, закинув большой «крокодил» с большим одинарником, начал медленно подматывать. И что это за дерево торчит из камней? Откуда оно тут? Я пригляделся. Ну ни фига себе… прямо у нас под катамараном стояла огромная щука и с интересом наблюдала, что это за корабль над ней причалил.

«Вот это рыба», — громко сказал я, и в этот момент моя приманка, снесенная течением чуть ниже меня, оказалась прямо напротив щуки… Очень быстрый рывок для такой большой рыбы, и я понял, что меня поймали. Сил и времени потратил достаточно, в итоге трофейная щучка на 7500. Только не забывайте, что жила эта щука на сильном течении рядом с тайменями и сопротивлялась при вываживании очень достойно. Решил отпустить, рыбы для еды у нас достаточно, надеюсь, что выживет.

Из дневника путешественника

Восьмой ходовой день, 24 км. Погода хорошая весь день. Встали поздно. Ловили по ручьям. Видели гусей. Я пошел за ними в тайгу и нашел рога, к чему бы это?

Залезли на гору и заложили «клад», соберетесь на речку, обязательно его найдите. Это такая игра, называется «геокешинг». Люди прячут в интересных местах «закладки» и оставляют в интернете описание местности с точными координатами, а вам надо ее найти и, взяв оттуда что-то полезно-бесполезное, положить взамен что-то свое.

«Ведь не рыбалкой единой»,- решили мы и стали собирать камни. Да… красивых камней, рассыпанных по берегам, там огромное количество. Правда, я знаю только одно название — агат, но и агаты попадались обалденной красоты. Но наибольший интерес у нас вызвали окаменелости, которым многие миллионы лет, мы ходили по берегу и собирали эти древние свидетельства доисторической жизни на нашей планете. Рыбу, как вы поняли, уже почти никто не ловил. В этих местах уже действовала якутская присказка рыбака — поставил воду для ухи, иди ловить рыбу.

Залезали на большую гору, украшенную останцами, и провожали солнце. Эти древние скалы, в которых пластами уложены многие века истории нашей планеты, со стороны напоминают средневековые замки.

И вот так вот день за днем, проходя небольшое расстояние по реке, искали интересное место и делали новую стоянку. Времени на все у нас было предостаточно. Гуляли по тайге, собирали камни, успели сделать еще одну баньку.

Все это время нам везло с погодой, никаких затяжных дождей, днем всегда ветерок, отгоняющий комаров и мошку, которых в принципе было не так уж и много.

Еще вечером мы наслаждались теплым солнцем и любовались закатом после бани, пели песни и допили оставшийся спирт, а ночью пошел сильный дождь, задул ветер и похолодало. До конца маршрута нам оставался один ходовой день. Утром долго не хотелось вылезать из палатки… Собрались только после обеда, думали, что дождь кончится, не кончился.

Это был самый неприятный день сплава. Сильный пронизывающий ветер и дождь в лицо. К месту встречи пришли только к 20:00. Быстро приготовили ужин и легли спать. Погода казалась ужасно нелетной. Но уже утром светило солнце и было тепло. Не спеша собрали катамаран и вещи, осталось только дождаться вертолета. Командир не обманул, прилетел сам и вовремя. Быстренько распорядился поставить большой котелок под уху и пошел ловить рыбу.

Это была наша последняя вкуснейшая уха из ленка на реке Оленек, реке, которая на всю жизнь останется у меня в сердце. Спасибо тебе, Оленек, за все.

Рыболовный ящик

В тубусе у меня два моих любимых спиннинга SHIMANO CARDIFF, один с тестом 5-18, второй 14-28, и две катушки Shimano Twin Power FA 2500. Шнур Power Pro 8 и 10 lb. Приманки:
  • Попперы, они отлично себя покажут по ловле щуки в траве, и ловля на них эффектная. Лично я люблю Rapala Skitter Pop, но сгодится любой из вашего ящика… Просто возьмите — и все, ну и поводки, конечно.
  • Колебалки разного размера, начиная от LuhrJensen Krocodile и заканчивая Acme Little Cleo. Почти все свои колебалки я оснащаю одинарными крючками.
  • Вертушками я особо не пользуюсь, но 15-20 штук разного размера и цвета у меня с собой обязательно есть.
  • Очень хорошо показали себя искусственные мыши, сделанные из обычного китайского тапка. Был момент, когда щука бросилась на мышь и откусила ее… через минуту мышь всплыла… ее стало ветром гнать к берегу, так щука ее опять атаковала… снова выплюнула и атаковала третий раз...

Блокнот путешественника

Холодное копчение

Сделали из палок каркас и натянули на него взятый специально для этого полиэтилен. Подсоленную и немного подвяленную рыбу развесили на палках. Снизу поставили ящик с углями и ольховыми ветками и герметично закрыли. Операцию повторяли 5 раз через каждые 2 часа. К вечеру рыба отлично прокоптилась, а еще через два дня окончательно просохла и была готова к длительному хранению. К сожалению, хранить было уже нечего — ее всю съели.

Мышь из тапка

1. Берется китайский тапочек из «пенки», пяточная часть — чем толще, тем лучше.

2. Острым ножом вырезается тело мыши… размер, форма — по предпочтению скульптора… я делаю каплевидную форму, с утолщенной задней частью, с «килем» спереди и плоской спиной — когда делаешь проводку, такая мышь не крутится вокруг продольной оси и не переворачивается на спину.

3. Это мое know-how… Чтобы мышь была бархатистая на ощупь, как замша, заготовки обрабатываю теркой (столовая терка для морковки, например).

4. От задней части до «подбородка» делаю прокол длинным шилом или острой спицей.

Это важный момент, т.к. место выхода спицы под подбородком есть место крепления мыши к леске… надо делать так, чтобы при проводке голова мыши приподнималась над водой.

5. Из нержавеющей проволоки 0,8-1 мм делаю внутреннюю спицу, на нее надеваю предварительно подобранный груз для огрузки мыши. Заканчивается спица петлей, на которую потом крепится заводное кольцо. С задней части просовываю эту спицу в предварительно сделанный прокол, груз втягивается внутрь тела мыши так, чтобы снаружи осталась только петля для заводного кольца. На передней части спицы под «подбо­родком» мыши делаю еще одну петлю для заводного кольца. Важно правильно подобрать вес груза, это делается только опытным путем. Еще важный момент — размещение груза в теле мыши, правильно — в «животе», то есть сзади и внизу.

6. Можно покрасить мышь водостойкими фломастерами.

Как добраться без вертолета

Самолет Москва — Полярный (г. Удачный), такси или автобус Удачный — Айхал (70 км). В Айхале есть магазины, и там же надо договариваться насчет вездехода до брошенного поселка Алакит. Сплав по Алакиту до впадения в Оленек (примерно 180 км) и дальше по Оленьку до одноименного поселка 360 км. Самолет Оленек — Полярный, а можно улететь и до Якутска. Перелеты осуществляет компания Мирининские авиалинии.

Наши впечатления

Рыбалка
Несмотря на то что первые 4 дня ловили только щуку и сига, ставлю твердую пятерку. Во-первых, мы сами попросили нас забросить повыше, хотя местные нас отговаривали, а во-вторых, чтобы обловиться, нам хватило трех часов. А представьте ваши ощущения, когда забрасываешься бог знает куда, знаешь, что до тебя тут давно никто не ловил, а рыбу приходиться реально ДОБЫВАТЬ, чтобы сварить уху и сделать малосол. Когда ценен каждый пойманный тобой хвост. Когда ты реально чувствуешь себя добытчиком еды для команды.

Сезон
Не думаю, что вы соберетесь туда зимой, но местные ловят зимой, и очень успешно. А так на любой северной речке сезон не очень про­должительный, середина июня — начало октября максимум. Но лучше подстраховаться и закончить маршрут еще в середине сентября. Кстати, это самое лучшее время для охоты за трофеем. Вся крупная рыба перед началом ледостава скатывается с притоков в основное русло Оленька.

Рыболовный прессинг
Местные иногда прилетают на вертолете порыбачить, но назвать это прессингом язык не повернется. Думаю, что у вас очень мало шансов встретить других рыбаков, если вы доберетесь до этой речки.

Вампиры
Ну как без них, будут, конечно, но в приемлемом количестве. Во время движения на катамаране их почти нет. На реке часто ветерок, и их сносит. Днем может быть жарко, тогда комаров совсем нет. Я вот накомарник почти не использовал. Да и вообще меня комары особо не тревожат… Знаете почему? Я надеваю белую рубашку. Да, можете смеяться, но я действительно надеваю белую рубашку. Сначала все смотрели на меня искоса, но теперь вся наша группа рыбачит в светлых рубашках. У фирмы Columbia есть специальные рубашки для жаркой погоды с длинным рукавом, которые не пропускают ультрафиолет, в жаркую погоду в них очень комфортно, а вечером я надеваю под нее легкое термобелье, и комары даже не пытаются меня грызть.

Организованный туризм
Тут исключительный туризм, самый настоящий туризм. Сам разрабатываешь маршрут, сам планируешь заброску… все сам, сам, сам. Я, конечно, имею в виду коллектив.

Погода
У туристов есть присказка — о погоде и о женщинах в походе ни слова.

Нам повезло, дождиков практически не было, пару раз были кратковременные грозы, а неприятным был только один день сплава. Кто скажет, какая погода будет тогда, когда соберетесь вы? С середины июля по середину августа отличная погода почти гарантирована. Хотя может быть очень жарко, что тоже не очень хорошо.

Дорога
Если у вас нет проблем с деньгами и вы готовы оплатить вертолет в оба конца, а также перелет до Полярного и назад, дорога может занять минимум времени.

Алексеев К.

У меня дед в молодости рыбачил в этих краях.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.