Зимняя рыбалка

Гаютино

Назовите лучшее место для рыбалки в Ярославской области. Большинство осведомленных людей в ответ, не задумываясь, выпалит: «Гаютино! — и спустя мгновение добавят: «Но далеко». Гаютино. Слово это состоит из звуков, как-то особенно хорошо ложащихся на слух рыболова. «Га» — гигантские окуни. «Ют» — крупные судаки. «Ин» -огромные щуки с острыми, словно иглы, зубами. «О» -восхищение всеми остальными здешними рыбинами.

Знакомые рыбаки только что вернулись из Гаютина. Рассказывали об уловах, повествование сопровождали жестами. Очень хотелось связать им руки. Надеясь, что они выловили не всю рыбу, отправились в это легендарное место компанией на двух машинах. Расстояние чуть больше двухсот километров не смущало. Не понятно зачем, решили ехать разными дорогами: одни — через Рыбинск, другие — через Данилов. Удивительно, но перед тем, как выезжать на лед Рыбинского водохранилища, встретились.

Космонавты или водолазы?

Дорога заняла меньше трех часов. Приехали затемно. Едем по Гаютину, и вдруг в свете фар мелькнули фигуры в ярких комбинезонах. Двигались они замедленно, словно космонавты на орбите, на них и похожи были, прямо копия. Мы даже напугались в первое мгновенье. Неужели, думаем, случилось что? МЧС работает? Никакой рыбалки не получится. Позднее выяснилось, что так экипированы были гости из столицы. На «Буранах» они скрылись за горизонтом. Больше мы их не видели. Рассвело. Стали выбирать место для ловли. Наши, ярославские, ведут себя робко, держатся друг друга, словно это уже не родная земля. Вологодские, наоборот, как хозяева. Что-то спрашивать у них бесполезно — словно глухие и немые. Боятся, наверное, что мы у них нашу рыбу отберем. Решили пока за ними не гнаться. Хотя было подозрительно — «летели» они на своих машинах явно в одно и то же место.

Решили искать

Наши земляки объяснили нам, где они вчера ловили. От добра добра не ищут. На их месте сделали лунки. Глубина — полтора метра. У всех мелькнула одна мысль: «Разве на такой мели путная рыба будет брать»? Клевать стало тут же, поймали штук восемь окуньков, граммов по сто каждый. Вроде, как не за ними в такую даль ехали. Осмотрелись вокруг — рядом с нами ни одного вологодского. Хотели уже переезжать на другое место, но потом решили поискать рыбу и здесь. Мой приятель сверлил лед метров через 50. Опускал балансир в воду. Каждый раз — тишина. Он был уверен, что внизу никого нет. Я решил сверлить между его дырками — через 25 метров. В третьей лунке — тишина. Собрался идти дальше. Вдруг — удар. Удилище из рук чуть не вырвало. Пока коллеги бежали в мою сторону, успел вытащить семь окуней. Самый маленький — 400 граммов. Большой тянул почти на килограмм. Восьмой хищник оторвал мой любимый балансир. Пока искал ему замену, друзья кидали на лед в двух метрах от меня одного горбача за другим. Половили мы на этой отмелине хорошо, но к полудню окунь стал брать вяло, попадался уже редко.

Вечерний клев

К вечеру клевать стало везде, даже в старых лунках, которые были прежде «мертвыми». Окунь жадно хватал наши приманки и часто почти полностью их заглатывал. Мы периодически начали терять балансиры. Странно, но леска толщиной 0,22 не выдерживала добычу. Единственное объяснение, которое мы нашли столь серьезным потерям в этот день, — самые крупные окуни перетирали леску своими мелкими зубами. Щуки, известные специалисты по обрезанию балансиров, были тут, видимо, ни при чем. Не их почерк. Пробовали постоять за свои приманки — ставили вольфрамовые поводки, но количество поклевок при этом резко снижалось. Приходилось возвращаться к первоначальному варианту. Вечером, с трудом выдержав окуневый натиск, рассчитывали и с утра, на следующий день, хорошо половить на этом же месте. Казалось, логика наших рассуждений была правильной. Весь день менялось направление ветра, у окуня болела голова. К вечеру же она стала светлой и здоровой вместе со стабилизацией погоды. Утром ситуация должна повториться.

Шахтерский ночлег

В хорошем настроении стали искать место для ночлега. Недавно открывшимся в Гаютине «Домом рыбака» решили воспользоваться только в крайнем случае и, как выяснили перед отъездом домой, правильно сделали. По отзывам рыбаков в этом заведении было прохладно. Нас же приютил в своем доме бывший кузбасский шахтер Николай. Безусловно, он тоже был рыболовом и, в отличие от вологодских специалистов, рассказал нам про повадки и места обитания местной рыбы все, что знал. Николай и уголька для печки не жалел, устроив для нас настоящий «Ташкент».

Бесноватый окунь

Утром сильно похолодало, и рыба на прежнем месте почти не клевала. Уехали от берега за 10 километров. Здесь рыбачила группа вологодских конспираторов. Место было отличное. Глубина — 2,5 метра, а через 30 шагов — 6 метров. Кроме того, на большей глубине легко обнаруживался коряжник. Балансиры в него то и дело впивались. Сначала клевало изредка. Правда, в это время многие вытащили не только окуней, но и судаков со щуками. На помощь одному рыболову прибежали, видимо, его друзья, но извлечь из-подо льда огромного судака, не проходившего в лунку, им так и не удалось. Леска не выдержала напряжения и оборвалась.

А спустя час, начал буквально бесноваться окунь. Он хватал любую железку, которую опускали в воду. Многие очень производительно стали ловить в этот момент на блесну с одинарным крючком без бородки. Я, вытащив пяток хороших окуней, только собрался модернизировать свою снасть в соответствии с изменившимися условиями, как в этот момент кто-то внушительный повис на моей приманке. С ним я боролся минут двенадцать, подвел к лунке. Наши взгляды встретились. Оба испугались. Огромный окунь, весом намного больше двух килограммов, сделал сильнейший рывок. Честно признаюсь: у меня забилось сердце и задрожали руки. Таких великанов, мне еще не приходилось вытаскивать на балансир. (Мои личные зимние рекорды: на мормышку с леской 0,1 — окунь весом 1,2 кг, на живца — 2,7 кг). Как ни старался я держать леску посередине лунки, балансир одним из крючков все же зацепился за лед. Такой красавец без багорика все равно бы в лунку не пролез. У меня с собой его не было. Остается единственный вариант — хватать рыбину рукой. Но гигант словно сам разработал сценарий нашей встречи. В последний момент он легко отцепился от крючка.
Пока я возился с уплывшим в пучину рекордсменом, всеобщее окуневое беснование закончилось. Правда, спустя час все повторилось немного в другом месте, но попадались экземпляры меньше килограмма. Это было уже не интересно.

Иван Андрианов, Ярославская область

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.