Полезные советы

Хранение летних снастей

Пришло время закрытия летнего сезона, и большинство рыболовов озабочены подготовкой к зимнему сезону, а стоит подумать о том, как сделать так, чтобы следующей весной затратить как можно меньше времени, сил и средств и быть готовым к новому сезону. Поэтому стоит обратить внимание на то, как подготовить летние снасти к зимнему хранению. Конечно, это касается тех рыболовов, которые предпочитают сменить удочки и спиннинги на мормышки и балансиры, а таких все-таки большинство.

Начинать логично с катушек, как с самой дорогой и нередко трудно восполнимой части арсенала рыболова. После окончания сезона катушку необходимо обязательно с помощью ваты со спиртом очистить от грязи и пыли. Новые, особенно качественные безынерционные катушки, после интенсивной эксплуатации в течение сезона требуют замены смазки и протягивания. Почему именно новые? Дело в том, что качественные катушки с хорошей сборкой, из хороших материалов, с качественными подшипниками, особенно силовые, в первый сезон ловли проходят «обкатку». За это время происходит притирка трущихся частей, продукты износа скапливаются в смазке, а между поверхностями трения, так или иначе, появляются микроскопические зазоры. На катушках, собранных изначально с большими допусками и люфтами, этот эффект ощущается намного меньше. Но все равно любую катушку нужно аккуратно разобрать, промыть гексаном, аккуратно собрать и нанести специальную смазку в те места, которые указаны в паспорте катушки. Во время сборки и после нее нужно постараться затянуть все крепежные и фиксирующие элементы так, как это было до разборки. В этом заключается главная трудность, поскольку сделать это без специального динамометрического инструмента весьма непросто. Хорошо, если в городе есть мастер, к которому можно обратиться, иначе придется соображать самому, но это будет лучше, чем допустить дальнейший износ катушки. Другая сложность заключается в том, что не всегда и не везде можно найти смазку, которая годится для данной катушки. Дело в том, что солидные фирмы используют в производстве специальные подшипники, которые требуют и специальные смазки.

Нужно акцентировать внимание на том, что каждая пара трения в определенном диапазоне скоростей, в конкретной среде и при конкретной температуре изнашивается по-разному, и поэтому требуют своей конкретной специальной смазки. Иногда диву даешься, насколько безграмотные, но при этом с апломбом у нас встречаются рыболовы (хорошо, что редко). Приобретает человек приличную катушку и начинает «улучшать». И подшипники дополнительные ставит, и пружины усиливает, но это ладно. Но когда начинают менять смазку, например, на масло для редукторов, то тут слов нет. В голову не приходит такому «рационализатору», что конструкторы у фирмы с миллиардными оборотами все-таки профессионалы. Это я к тому, что при замене смазки нужно быть абсолютно уверенным в том, что подходит для данной пары трения.

После того как смазка заменена, у катушки необходимо максимально ослабить тормоз, чтобы он был в ненапряженном состоянии при хранении. Затем убрать катушку в чехол и забыть до весны. Единственное, что еще можно сделать, так это смотать со шпули леску и выбросить, если предполагается ее весной менять. После катушек наступает черед удилищ. Все удилища необходимо промыть теплой водой, лучше с моющим средством типа «Фейри». Особое внимание нужно обратить на пропускные кольца, на стыки колен и на комлевые пробки. На резьбе комлевых пробок при плохой промывке всегда остается немного грязи, которая за зиму высыхает и в виде порошка при малейшем встряхивании переходит внутрь колена. На первой же рыбалке во время сборки удилища вы это почувствуете. Удалить грязь с резьбы проще всего зубной щеткой. Крайне важно тщательно высушить удилище внутри.

После того как удилище очищено и тщательно просушено, нужно его внимательно исследовать на предмет возможных трещин, сколов и глубоких царапин. Для этого удобнее всего проводить осмотр каждого колена «на просвет», то есть смотреть внутрь колена, направив его в сторону источника света, причем сначала с одной стороны, а затем с другой. Обычно трещины видны как темные полосы. На удилищах с кольцами сделать это невозможно, поэтому их осматривают под ярким светом только с внешней стороны. Нередко трещина ощущается рукой во время несильного сдавливания колена в месте дефекта. Удилище с трещиной требует обязательного ремонта, тем более, что это проще сделать сейчас, когда единственное предприятие, которое грамотно ремонтирует трещины и сломы колен, фирма «Сабанеев» предоставляет зимние скидки и гарантию. Чаще, чем трещины на стыках колен, появляются царапины. Как «лечить» царапины, зависит от их, глубины. Глубокие царапины. Которые явно ослабляют колено, можно «лечить» лишь с использованием очень жидких клеев. Клей наносится на поверхность трещины и избыток убирается тампоном, но не из ваты. Для этого нужно иметь определенный навык. Если останется избыток клея на поверхности стыка колен, то его можно убрать медленной и тщательной шлифовкой самой мелкой «шкуркой». Для того чтобы проконтролировать после шлифовки состыковку колен, на стык наносится тонкий слой мела. После этого состыковывают колена, немного их проворачивают, затем разъединяют их и осматривают стык. Места, в которых колена не контактируют, будут сразу же видны.

Мелкие, неглубокие царапины можно «закрыть» натиранием на колено мастики для пола, но кроме косметического эффекта такое нанесение мало что принесет. Хотя польза от этого есть, поскольку в трещину временно меньше будет попадать влага и грязь.

Восстанавливать нарушенное лаковое покрытие или краску не советую, поскольку не известно, какой лак использовался в производстве, и использование первого попавшегося под руку лака может привести к тому, что он растворит лаковое покрытие на удилище. Надо сказать, что такой случай наиболее вероятен при реконструкции дешевых удилищ, особенно китайских. Если все-таки появилось непреодолимое желание покрыть лаком какое-то место удилища, то лучше воспользоваться лаком без растворителя, например, специальной двухкомпонентной эпоксидной смолой для обливки пропускных колец, вот только стоимость упаковки такой смолы может раза в три-четыре превысить стоимость дешевого удилища.

Далее нужно приступить к осмотру пропускных колец. Кольцо, на вкладыше которого заметен скол или след явного истирания, необходимо менять. Для этого кольцо или снимается, или срезается, что зависит от его конструкции. Для установки нового кольца его ножку приматывают с помощью обычной нити, которую кладут виток к витку. Сильно тянуть при злом совершенно не обязательно. После этого место примотки нужно через каждые десять часов промазывать клеем типа «Момент», и так раз пять. Самое сложное, если вы захотите получить не только прочное соединение, но и восстановление первоначального «товарного» вида. Тогда придется воспользоваться специальной обливкой из эпоксидной смолы. Для самой качественной обливки применяются смолы со временем становления около часа и временем полимеризации около суток. Поскольку все специальные обливки достаточно текучие, то достаточно долго, несколько часов, вам придется медленно вращать колено в горизонтальной плоскости.

После того как приведены в порядок удилища и катушки, нужно зашить дыры в оборудовании и в одежде и перейти к ревизии расходного материала, то есть лесок, грузил, поплавков, крючков, блесен.

Лески, как плетеные, так и монофильные, самое главное, оценить с точки зрения целесообразности использования в следующем году. Тогда у вас будет достаточно времени, чтобы приобрести к сроку новую леску нужного качества и диаметра. В любом случае, я считаю, что со всех поплавочных оснасток, которые использовались для ловли, леску нужно снять и выкинуть.

Также следует выкинуть все те лески, которые по тем или иным причинам вас не устроили в этом году, и приобрести те, что понадобятся. Бояться того, что приобретенная леска каким-либо образом «состарится» до лета, теперь нет никакого смысла, поскольку хорошие лески всегда в дефиците и долго на складах не хранятся. Во-вторых, любая действительно качественная леска рассчитана на срок хранения 3-4 года, а самая хорошая и на срок использования не менее четырех лет. Если вам все-таки хочется уж совсем обезопасить вашу леску от старения или вы знаете, что она может не «дожить» до весны, поскольку вы не уверены в ее качестве, то воспользуйтесь старым приемом. Он заключается в том, что леску помещают в полиэтиленовый пакет и закладывают на хранение в холодильник, можно даже в морозильную камеру.

Что касается поплавков, крючков и грузил, то лучше не скапливать в кладовке то, что не нужно или пришло в негодность. Я советую все «текущие» и сломанные поплавки, ржавые и тупые крючки, а также грузила с неизвестной массой отнести в мусор. Как показывает практика, намного лучше в течение зимы постепенно и осмысленно приобрести именно тот «расходный» материал, который наверняка понадобится в следующем сезоне.

Наведение ревизии в конце сезона не только освобождает «полезную» жилую площадь, но выявляет пробелы в оснащении и способствует появлению уверенности в том, что к следующему сезону все будет подготовлено в срок.

Яншевский А.

Весьма полезная статья. Я обычно ограничивался заменой лески и зачехлением снастей. Про обслуживание катушки после «обкатки» и не задумывался.
Если будете мыть графитовое удилище в ванной, то не ставьте его прямо на эмаль. Графит эту эмаль покрасит и потом отмыть его нереально.
Многие рыбаки на время хранения в зимнее время наматывают леску на мягкую основу. Считается, что таким способом с лески снимается внутреннее напряжение.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.