Полезные советы

Февраль - ветродуй

Глухозимье, начавшееся на излете января, продолжается. Сезон для подледного лова, прямо скажем, ненадежный. Но в нашей сегодняшней жизни все относительно. На сломе нашего тысячелетия, например, на южном Урале, в западной Сибири и в Подмосковье глухими можно было назвать коней декабря и первую половину января 2001 года. Водоемы в этот период не благоволили рыболовам, хотя по календарю январь считается весьма благоприятным для зимней рыбалки.

Возможно, такая депрессия рыбьего населения связана с резкими колебаниями погодных условий и полным лунным затмением, происшедшим в первой декаде января нового века. Рыбы чувствуют всплески природных явлений намного раньше, чем толстокожие люди. Затаиваются в испуге, теряют аппетит и ждут-выжидают, чем природная катавасия закончится…

Ничем не закончилась. Какой поганой жизнь была, такой и осталась. А кушать-то все равно надо!

На подмосковных водоемах клев активизировался во второй половине января. Вот вам и глухозимье! Так что разное может случиться и в феврале с его ветрами и метелями. Вдруг природа преподнесет рыболовам сюрприз, и они будут возвращаться с рыбалки, согнувшись в три погибели под тяжестью улова. Глухозимье — это пора, когда лед достиг пика толщины, а метели и бураны плотно укутали его в снежную шубу. Кислорода в подводном царстве осталось с гулькин нос. Из-за его недостатка в непроточных водоемах, особенно неглубоких, случаются заморы. Тогда по весне, когда лед сойдет, дно водоема оказывается усеяно снулой рыбой.



Предотвратить замор могут только отдушины во льду. А кто их будет делать, отдушины? Конечно, рыболовы-любители, каждый из которых просверлит немало лунок.

Однако нынешние хозяева многих водоемов, арендовавшие их у государства, думают только о сиюминутной наживе. Вместо того чтобы воспользоваться дармовой рабсилой по спасению рыбьего племени, отваживают рыбаков весьма недешевыми путевками на право ловли. А на водоеме и ловить бесполезно, задыхающаяся рыба на мотыля и не смотрит. Просто рыбакам захотелось подышать свежим воздухом у лунки с расчетом на «авось». Народ рыболовы — бедный, лишние расходы им не по карману, тем более в глухозимье, когда надежды на улов, а значит, и доппаек призрачны. Потому отправляются на озера, еще не успевшие обрести «хозяев», либо вообще бросают зимнюю рыбалку…

Вот и напоминают популярные в недавнем прошлом водоемы заснеженное футбольное поле. Именно по этой причине на подмосковных Нарских прудах (возле деревень Асаково и Чупряково), славившихся ранее обилием рыбы, было несколько заморов. И, тем не менее, если вдруг там появлялись рыбаки, к ним на всех парах устремлялся хозяйский надсмотрщик и вместо того, чтобы сказать «спасибо», настырно требовал:

— Гони тридцатник (полтинник, стольник)!..
Именно так произошло, когда мы с приятелем, старым рыболовом Кузьмой Пашикиным, вспомнив добрые нарские уловы, решили два года назад навестить знакомые места. И оказались на всем пруду лишь вдвоем. Честно говоря, по тридцатнику мы не отдали, потому что поняли: ждать тут поклевки бессмысленно. Послали надсмотрщика в одно некрасивое место и умотали на бесхозный карьер, соединяющийся с Москвой-рекой. И не пожалели…

Обитателям водохранилищ и глубоких озер выживать легче. Где-то на дне бьют подводные ключи, продирается сквозь ледяные заторы к большой воде речка-быстрянка. В эти места и стремится рыба. Здесь она продолжает кормиться довольно активно. Наиболее аппетитные насадки в эту пору: мормыш (бокоплав) — на Урале и в западной Сибири, мотыль и личинка репейной моли — в средней полосе России, короед — в Забайкалье, северных и восточных реках.

В феврале продолжается клев налима. В средней полосе и южнее он уже отнерестился. На севере икромет лишь начинается. Не в пример другим рыбам, в брачные ночи налим не теряет аппетита. Ловят его на живца, на продольные кусочки рыбы, на куриные потроха и на пучок червей (если запасливый рыболов заготовил их с осени). Снасти — флажковые и «слепые» жерлицы. Последние не сигнализируют флажком о хватке, их оставляют замаскированными от чужого глаза на ночь, а утром проверяют.

Во второй половине февраля «оживает» окунь. Его обычно ловят сторожковой удочкой, оснащенной мормышкой, реже — крючком с грузиком. Насадка — мотыль, мормыш, двухвостка. Двухвостка — подвижная личинка, довольно часто встречающаяся среди намытого мотыля. Ею, как правило, соблазняются более крупные экземпляры из компании подводных боевиков.

Цвет мормышки в эту пору предпочтительней, на мой взгляд, темный или слегка зеленоватый, без бусинок и прочих украшений на цевье крючка. К концу февраля удочку можно оснастить «чертиком» с тройничком. Торговля предлагает и четырехпалые «чертики», но, сколько я ни пытался ловить на них, результат всегда оказывался хуже. Если вдруг одна лапка тройника отломится, не переживайте. Может, оно и к лучшему.

Однажды на Можайском водохранилище так в конце февраля и произошло. Запасного «чертика» у меня не оказалось, и я в полном расстройстве опустил в лунку получившегося уродца и стал им играть как обычно, без надежды на успех. Каково же было мое удивление, когда, приподняв с покачиванием своего уродца ото дна, вдруг почувствовал резкий тычок. Подсек и выволок килограммового леща, хотя настроился на ловлю окуня. Из следующей лунки, а их, почти незамерзающих, было сплошь и рядом, я вытащил двух вполне товарных окуней. Мой уродец оказался гораздо уловистей, чем классический «чертик», приобретенный на Птичьем рынке. А когда мне пришлось при зацепе его оборвать, я специально отламывал от тройничка третью лапку. И лишь когда сдвинул две оставшихся ближе друг к другу, снова получил знакомого уродца. А позже узнал, что существует и такая двухлапая мормышка под названием «коза». Кстати, ловля на «чертика» требует особого навыка. Когда я только начал осваивать его, у меня ничего не получалось. До тех пор, пока я не встретился с дедом Ряпой. Он так и сказал: «Зови меня Ряпой, как и все».

А познакомились мы так. Я ловил на Озерне подлещика и время от времени безуспешно шастал по свободным лункам с «чертиком». А неподалеку бродил от лунки к лунке дедок, на которого я не обращал никакого внимания, пока он не оказался поблизости со мной. Я как раз в одиночестве обедал. Увидев его, возрадовался и позвал:

— Идем, сосед, глаз навострим! Он не отказался. После двух дружественных «вострений», спросил:

— С «чертом» шарашишься?
— Угу, — подтвердил я.
— А какого хрена дергаешь, как блесну? Блеснить будешь в конце февраля и в марте. А «чертик» требует обхождения. Покачал возле дна и ласково поколебал вверх. Метра на полтора. А потом, также ласково, вниз. До самого дна. Замри — и по-новой. Уразумел?.. Четыре-пять раз поводил по лунке — нет тычка — уходи. Считай, что рыбы тут нет. Не лентяйничай, ищи в другой лунке.

Мы еще пару раз повострили глаз. И что вы думаете? Следуя его указаниям, я вдруг начал ловить на «чертика». Даже забыл про свои поплавочные удочки. Ближе к берегу шел окунь, а на глубине 5-6 метров подлещик или крупная плотва…

Дед Ряпа прав, в конце февраля окуня можно уже блеснить. Чем ближе к вскрытию льда, тем сильнее проявляются его инстинкты хищника. И усиливаются, если на крючок окуневой блесны нацепить червячный хвостик либо повесить за черную головку крупную мотыльную личинку. Между прочим, болтающийся на одной из лапок «чертика» мотыль делает его тоже более уловистым.

Если вы почувствовали, что на крючке приличный экземпляр, не тащите его на тонкой леске, как трактор телегу. При сильных рывках дайте горбачу немного ходу, пропуская леску между пальцами, чтобы не было слабины. Из лунки его надежнее вытянуть багориком, потому что сход крупной рыбы наиболее вероятен, когда она вползает в ледяную трубу лунки.

Облавливать окуневую лунку лучше начинать с блесны либо «чертика». А после можно ловить в лунке сторожковой удочкой. Окунь в одиночку не ходит. Попался один — сядет на крючок и другой. А если, вдруг, какой сорвется, то уведет с испугу всю стаю. Однако недалеко. Через какое-то время она, заинтересовавшись ныряющей мормышкой, все равно вернется.

Окуня надо искать в прибрежной зоне возле вылезших из-подо льда растений либо на затопленном возвышении дна, близ впадения речушек на мелководье, в местах с крутыми перепадами дна…

Во второй половине февраля начинает жировать ерш. Ловят его на мотыля. Удочка может быть оснащена мормышкой, крючком с грузиком и даже «чертиком» — на клев это не влияет. Ерша ловят даже поплавочной удочкой. В этом случае поплавок надо пошевеливать и время от времени поднимать над лункой, чтобы насадка близ дна была в движении.

Леща, густеру, плотву ловят на мотыля, мормыш. Плотве еще по нраву — личинка репейной моли. Белая рыба в эту пору держится у подводных ключей, при впадении речушек, кучкуется на скосах подводных оврагов и ям. Глубина может быть самой различной: от трех до десяти и более метров. В глубоких местах нелишне обловить сперва более высокие слои воды: нередко рыбьи стайки проходят в полводы и выше. «Чертиком» пренебрегать ни в коем случае не стоит. К исходу февраля активизируются щука и судак. Если вы поехали на рыбалку с ночевкой, не забудьте прихватить жерлички. Живей для щуки — плотвичка, мелкий подлещик, карасик, пескарь, любая другая белая маломерка. Для судака подлещик широковат, зато годится ершишка.

Плотвичку, ерша и подлещика — недоростка можно наловить возле берега. Другого живца придется покупать на рыболовной базе, хозяин которой сообразил, что этот бизнес тоже дает какой-то доход. Если денег нет — не переживайте. Пойманные вами у берега живцы не намного уступают купленным…

А в низовьях Волги души рыбаков уже тревожат чехонь и вобла (прибрежная морская плотва, которая по весне устремляется в реки). Эти рыбы собираются в косяки и начинают свое движение еще подо льдом. Вслед за рыбой перемещаются по льду и косяки рыболовов.

Рыбалка в февральское глухозимье имеет свои особенности. Снасть надо отрегулировать точнее, чем часы, чтобы поплавок зимней удочки под тяжестью мормышки или грузика погружался в воду медленно и «печально». Едва кто-то шевельнет насадку, как он начинает всплытие, не вызывая у рыбы никакой тревоги. Леску стоит «утончить». Вместо, к примеру, мартовской — сечением 0,15, намотать 0,10 либо 0,12. Рыба в глухозимье лишь слегка сопротивляется, и вываживать ее труда не составляет. Игру мормышкой стоит ограничить слабым ее шевелением возле дна.

Прикормку тоже не имеет смысла транжирить. Прикормочный мотыль лучше сыпать в кормушку мелкими порциями, примерно на четверть, и подкармливать один-два раза за световой день. Вторично — лишь в тех лунках, где были поклевки. Если собираетесь рыбачить утром, стоит подкормить и в вечерних сумерках, слегка увеличив порцию.

Растительные прикормки в глухозимье лучше исключить вовсе.
Клев заметно активизируется с появлением талой воды. По своим тропам рыба начинает медленно перемешаться туда, где талая вода проникает под лед. Вот и шарятся с коловоротами рыбаки по водоему, отыскивая те самые тропы. И, случается, находят.

Удачи вам, друзья, и хороших уловов даже в глухозимье! Надеюсь, вам повезет. А может быть, повезет и мне.
Автор — Теплов Ю

Сам зимнюю рыбалку не очень люблю, ходил раза три. Клюёт лучше чем летом это да. Последний раз когда ходили ставили палатку на льду иначе сдувает.
В наших местах, февраль — это мертвый сезон, рыба мало клюёт мало ловится, и то только на хороших местах, где её много. Все рыбаки сидят, матерятся и ждут марта.
Не раз приходилось видеть в феврале у местных рыбаков довольно хорошие уловы окуня и чебака. Однако, приезжие обычно обходятся скромным уловом. Весь секрет улова заключён в отличном знании водоёма и предпочтении его обитателей.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.