Снаряжение

Новинки - не всегда хорошо

Для тех рыболовов, которые не любят сверлить лед, зима — томительное межсезонье. Некоторые посвящают это время обновлению своего «арсенала». К сожалению, приобретенные снасти иногда имеют свойство «умирать внезапной смертью» на первой же рыбалке. О том, как с этим бороться, мы и поговорим сегодня.

История первая. «Не было бы счастья…»

Алексей Носов, спиннингист из Нижнего Новгорода, приехал со своими друзьями в Москву на выставку " Рыболовный рай", с тем, чтобы приобрести что-нибудь из последних новинок рыболовной индустрии. В числе прочего Алексей купил безынерционную катушку «Center Drag» фирмы «Abu Garcia». Выбор данной модели объясняется просто: авторитет известной шведской фирмы сомнений не вызывает, а средний фрикцион, которым оборудована катушка, по утверждению производителя отличается большей чувствительностью, нежели передний или задний, что немаловажно при вываживании полупудовых нижегородских щук. Вернувшись домой, Алексей с нетерпением дождался выходных, чтобы испытать новую катушку на водоеме. Первые забросы не смогли дать четких представлений о работе фрикционного тормоза, поскольку на них не было поймано крупной рыбы, но вот что сразу бросилось в глаза — так это очень неровное укладывание лески. А на первой же подсечке лапка, соединяющая корпус катушки с удилищем, переломилась пополам…

Московские друзья Алексея Носова доставили поломанную катушку в офис фирмы «Лотта ОЛТ», на стенде которой она была куплена, и рассказали подробности происшедшего. Короткого осмотра было достаточно, чтобы понять, что причиной поломки послужил явный производственный дефект. Руководители фирмы предложили Алексею на выбор один из трех вариантов: заменить катушку на аналогичную, вернуть деньги, либо выбрать любую другую снасть с компенсацией разницы в цене.

В этой истории во всем, кроме выбора модели, Алексей и его друзья поступили правильно. Катушка была куплена у крупной фирмы, работающей напрямую с производителем. После поломки она была предъявлена руководителям фирмы, а не рядовым сотрудникам, у которых в голове есть установка «отшивать» всех с подобными проблемами. Руководителям же не было никакого резона отказывать клиенту в замене бракованного изделия: в конце концов, они тоже возвращают весь брак фирме «Abu Garcia». Их гораздо больше огорчил не единичный дефект, а отрицательные отзывы о работе лесоукладывателя катушки, поскольку на эту серию они возлагали большие надежды. Алексею же благодаря случайности удалось избавиться от неудачно выбранной модели. В данном случае справедлива поговорка «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Новинки сезона.

Основная ошибка Алексея Носова при выборе катушки заключалась в стремлении приобрести что-нибудь принципиально новое. Фирма «Abu Garcia» — один из законодателей мод на рынке рыболовного снаряжения. По своему статусу она просто обязана постоянно заниматься новыми разработками. Это — творческий процесс, и ошибки здесь неизбежны. Некоторые новейшие изыскания этой и других авторитетных фирм могут оказаться неудачными. Поэтому не спешите приобретать «новинки сезона». Считайте, что они предназначены для профессиональных экспертов, а не для рядовых рыболовов. Если Вы не собираетесь заниматься тестированием новых разработок, а просто хотите получать удовольствие от рыбалки — лучше приобретайте снасти, которые уже успели себя зарекомендовать с лучшей стороны.

…Алексей Носов успел до поломки катушки понять, что данная модель является неудачной. Воспользовавшись предложенным выбором, он взял вместо нее спиннинг серии «Black Max». Эта серия была разработана много лет назад…
История вторая. «Gentleman agreement»

Москвич Денис Долгуничев решил приобрести новый спиннинг. Первым делом он отправился в офис компании IVA. Однако его интересовал не богатый ассортимент снастей с логотипом немецкой фирмы D.A.M., а возможность проконсультироваться с известным рыболовным экспертом Константином Кузьминым. Внимательно выслушав Дениса, Константин сообщил, что из того, что ему требуется, в наличии имеется лишь одно удилище — «New Dimension Seatrout», которое, правда, немного длиннее, чем нужно. Если большая длина не смущает, имеет смысл взять эту «палку», в противном случае лучше подождать следующих поставок либо поискать подходящий вариант среди продукции других фирм. Денис подумал и решил предложенную модель не брать. Он поблагодарил Константина и собирался покинуть офис, но по дороге к выходу решил заглянуть в «show-room». Из множества выставленных «палок» его внимание по какой-то причине привлекла «Black Panther». Денис взял ее в руку, и… представил себе, как будет вываживать десятикилограммовую щуку, которую упустил весной. Заядлому спиннингисту на секунду показалось, что он уже сидит в лодке посередине любимого озера. Недавний совет эксперта был начисто забыт. «Я беру эту палку» — сказал Денис продавцу, однако тот сообщил, что фирма IVA занимается только оптовой торговлей, и рекламации от частных лиц не принимает. Если Денис хочет, он может на свой страх и риск купить выбранное удилище, однако никакой гарантии на него фирма не дает…

…Денис почти не слушал. Он не понимал, почему до сих пор находится в Москве, а не на рыбалке. «Согласен. Все равно беру. Претензий с моей стороны не будет, даже если эта „палка“ на первой же рыбалке сломается!» — сказал он, и попал в точку! «Черная Пантера» действительно сломалась на первой же рыбалке — примерно десятый по счету заброс стал для нее роковым. Однако и претензий никаких не было — при покупке Денис заключил джентльменское соглашение, условия которого аннулировали действие Закона о защите прав потребителей.

В данном случае Денис Долгуничев сам «обнулил» гарантийный срок на снасть, которую приобрел. Если бы он решил «качать права», то, естественно, очень быстро бы добился своего: и закон был на его стороне, и фирма IVA скорее всего предпочла бы сохранить свое лицо, как «Лотта ОЛТ» в случае с катушкой. Однако слово джентльмена оказалось для него важнее материальной выгоды. Вывод простой: если не хотите оказаться у разбитого корыта — добейтесь, чтобы продавец дал Вам слова джентльмена, что заменит снасть в случае обнаружения брака. Если он, конечно, настоящий джентльмен.
Реклама и эксперты.

Из истории с Денисом можно извлечь еще один урок. Сам пострадавший не сильно жалеет о том, что заключил джентльменское соглашение, поскольку считает, что это Бог наказал его за то, что он не последовал совету эксперта. «За те десять забросов, которые я успел сделать, я понял, что „Black Panther“ — это не то, что мне было нужно», — признал он, а ведь можно было не проверять самому то, что уже проверили другие. Одно из главных назначений экспертов — консультировать рядовых рыболовов. Для нас эта услуга пока бесплатная. Нужно пользоваться!

В России профессиональных рыболовных экспертов можно пересчитать по пальцам. Отношение к ним в обществе различное — от восхищения до лютой ненависти. Иногда можно услышать что-то типа: «Кузьмин рекламирует снасти, потому что ему за это платят». Конечно же, платят, в том числе и за это. Вполне естественное явление. Рабочий работает на заводе, а летчик летает, потому что им за это платят. Рыболовным экспертам платят не только за рекламу, но и за многое другое. В том числе и за то, чтобы большую часть жизни они проводили на рыбалке. Эксперт — это в первую очередь опытный рыболов-практик, а не рекламная кукла с образованием три класса, красивыми ногтями и удивленными глазами, призывающая всех попробовать конфетку. Профессиональный эксперт рекламирует только то, на что успешно ловил сам. Ни за какие деньги он не станет рекомендовать своим коллегам-рыболовам приобретать плохие снасти. Имя и авторитет в любом случае дороже.

…Денис Долгуничев при выборе снастей теперь внимательно следует рекомендациям экспертов. Неудачных приобретений больше не было…
История третья. В поисках компромисса.

Начинающий рыболов Вадим Навроцкий попросил своего друга Василия Тарасова, спиннингиста с десятилетним стажем помочь, ему выбрать спиннинг. Вдвоем они прибыли в магазин «Хобби», что на Дмитровском шоссе. В магазине этом был представлен широкий ассортимент снастей фирмы «Zebko». Фирма эта, как и D.A.M., выступает в среднем ценовом классе, и продукция ее, как правило, высоким качеством не отличается. Однако удачные серии иногда встречаются. Одна из таких серий — «Hipercast». Василию было известно, что многие спиннингисты были довольны удилищами этой серии. Он решил, что данная «палка» — очень неплохой вариант для начинающего спиннингиста, да и цена порядка 50 долларов Вадима вполне устраивала. На рыбалке Василий сам решил испытать новый спиннинг. На втором забросе верхнее колено сломалось пополам. Вес приманки был меньше нижней границы теста…

…Сломанная палка была доставлена обратно в магазин «Хобби». Симпатичная девушка, стоящая за прилавком, сообщила, что сможет обменять товар только в том случае, если экспертиза докажет, что удилище было бракованное. Через две недели (!) были готовы результаты «экспертизы». Они гласили, что удилище было сломано в результате превышения предельно допустимого веса приманки…

Василий связался по телефону с директором сети магазинов «Хобби» и рассказал ему все как есть. Было решено отправить спиннинг на повторную экспертизу к нейтральному в данном споре специалисту — Петру Моталову. Его мнению директор верил больше, чем своим сотрудникам. В своем заключении Моталов написал, что верхнее колено удилища было раздавлено до первой рыбалки. Поскольку Василий не мог доказать, что это случилось до покупки, а директор — что после, сошлись на варианте «не вашим, не нашим»: магазин принимает удилище обратно за половину стоимости. Так чье же мнение и продавцы, и покупатели рыболовных снастей воспринимают как истину последней инстанции?
Антиреклама и суперэксперты.

Если человека, профессионально занимающегося испытанием рыболовных снастей в условиях реального водоема, принято называть экспертом, то специалиста по ремонту этих снастей смело можно назвать «суперэкспертом». Таковых в Москве на сегодняшний день, так же, как и экспертов, можно пересчитать по пальцам. Петр Моталов — самый известный и авторитетный из них. Именно к нему стекается наибольшее количество поломанных снастей. Хотите узнать, велика ли вероятность того, что выбранная снасть подведет Вас? Спросите у Петра Михайловича, часто ли ему эту снасть приносят. Если он ответит, что часто — это будет самой объективной антирекламой. Естественно, речь идет о снастях, объем продаж которых достаточно велик. И помните, что самые новые модели могли еще не успеть стать «хитом сезона» в ремонтных мастерских. Впрочем, о «новинках сезона» мы уже говорили…

…Василий Тарасов теперь, вместо того, чтобы самому консультировать своих друзей — начинающих спиннингистов, отправляет их к Суперэксперту…
Последняя ошибка.
И вот Вы определились с выбором. Узнали у рыболовов, у которых уже есть выбранная Вами снасть, довольны ли они ею. Выяснили в пункте ремонта рыболовных снастей, насколько часто данная модель выходит из строя. Проконсультировались с профессиональным экспертом. Получили информацию о порядочности фирмы, торгующей тем, что Вам нужно. Может быть, на досуге даже выучили наизусть Закон о защите прав потребителей… Остается только прийти в магазин и сделать покупку, но такой возможности у Вас нет. Может быть, Вы живете в небольшом городе, где нет рыболовного магазина, а может просто в данное время сильно заняты на работе или заболели… И тут подворачивается оказия: Ваша жена (друг, коллега по работе) направляется как раз туда, где продается снасть Вашей мечты, и может по дороге купить то, что Вы попросите. И здесь Вы можете совершить последнюю, роковую ошибку! Если Вы воспользуетесь предложенной помощью, Вам с вероятностью 50% привезут не то, что Вы хотели. Даже если вы черным по белому напишите название модели, опишите двадцать отличительных особенностей, укажите все индексы и артикул по каталогу — все это не поможет. Вместо спиннинговой катушки Вам запросто могут привезти тридцатидвухкомпонентную прикормку для ловли кистеперой рыбы латимерии на глубине две тысячи метров. Причины этого удивительного, но распространенного явления, мы сейчас анализировать не будем. Просто имеется очень большая статистика, которая постоянно пополняется. Люди, не смыслящие в рыбалке, с завидной стабильностью допускают «маленькие неточности» при выполнении заказов своих друзей-рыболовов. А рыболовы с завидной стабильностью продолжают эти заказы делать. Никогда ни кому не поручайте покупку рыболовных снастей! Впрочем, если рыбалка для Вас — нечто большее, чем одно из развлечений, Вы и так прекрасно понимаете, что большей ошибкой может быть только заочная женитьба на совершенно незнакомой женщине…

Буду знать, спасибо
Новинки — это прежде всего большая цена. Поменяют одну-две детали в катушке и это уже новинка. А то, что она ничем не лучше старой модели — замалчивают. Я думаю, что лучше брать проверенных бойцов. И это относится не только к катушкам.
За такую огромную цену не стал бы брать новинки, лучше брать что-то проверенное временем и недорогое.
считаю, что за снасти не стоит переплачивать. даже в том случае, если занимаетесь профессиональной рыбалкой.
Так уж получается, но я никогда не гонюсь за новинками, так активно появляющимися на полках магазинов. В своём большинстве приобретаю недорогое рыболовное снаряжение, чтобы в случае поломки не жалеть потраченных денег.
Петр Моталов может быть и авторитетный и квалифицированный специалист в области рыболовных снастей и их ремонта, но скорее специализируется на высокотехнологичных и дорогих снастях. Так что для большинства рыбаков более полезны отзывы друзей и собственный опыт.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.