Установка эхолота
В этой статье я хотел бы поделиться с читателями своим конструкторским решением, касающимся крепления датчика эхолота, а также дисплея в надувной моторной лодке.
Предлагаемая схема размещения эхолота с выносным датчиком (эхолоты марок Humminbird, Eagle, Garmin, Lowrance и пр.) может быть реализована на надувных моторных лодках из ПВХ длиной от 2,2 до 4 м, мощностью мотора до 25 л/с, на скоростях до 40 км/ч и высоте волны до 0,5 м. Данная схема обеспечивается за счет следующих конструктивных решений:
1. Крепления съемного датчика эхолота в нижней части транца лодки и фиксирования его в двух положениях — рабочем ходовом (фото 1) и стояночном (фото 2) — для причаливания и буксирования лодки на берег.
2. Монтажа электрического соединения датчика через водонепроницаемый соединительный радиочастотный разъем — фото 1 и 2.
3. Установки на переднюю скамью лодки монтажной платы, изготовленной из оцинкованной стали, и крепления к ней собственно эхолота винтами с барашками — фото 3.
4. Монтажа провода от датчика эхолота с собственно эхолотом через водонепроницаемый соединительный радиочастотный разъем — фото 3.
5. Установки аккумулятора питания эхолота в матерчатой сумке под передним сиденьем лодки — фото 4.
6. Амортизации аккумулятора питания эхолота пенополиуретаном и его закрепления в сумке посредством пришитой к ней «ленты-липучки» — фото 5.
Общий вид размещения эхолота в лодке представлен на фото 6. Главные требования при этом заключаются в размещении экрана эхолота на монтажной плате таким образом, чтобы обеспечить:
— удобство обзора экрана эхолота с переднего и заднего сидений лодки;
— удобство заброса спиннингов или удочек и вываживания пойманной рыбы с переднего и заднего сидений лодки;
— амортизацию собственно эхолота за счет упругости монтажной платы при движении лодки на большой скорости и высоте волны;
— возможности гребли веслами лодки, как с переднего, так и заднего сидений, не задевая при этом экрана эхолота.
Некоторые рекомендации по монтажу и установке на лодке деталей эхолота:
Начнем с датчика. Кронштейн крепления датчика — стандартный, продается вместе с эхолотом и крепится к транцу шурупами. В рабочем положении для исключения искажающей показания эхолота турбулентности нижняя плоскость датчика монтируется на 2-3 мм ниже уровня нижнего габарита транца. Для удобства крепления и фиксации датчика в рабочем или стояночном положении необходима замена штатного винта крепления на аналогичный по диаметру резьбы винт с барашком и контргайками.
Основные требования к соединительным разъемам — наличие не менее трех контактов и водонепроницаемость, особенно для разъема, стоящего непосредственно у датчика эхолота. В нашем случае применен широко известный четырехконтактный разъем типа СР, выпускаемый нашей промышленностью не менее полувека и приобретаемый на радиорынке. Часть штатного кабеля (около 150 мм от датчика) отрезается для распайки в разъем (фото 2). Далее разобранная и распаянная часть разъема тщательно заполняется силиконовым герметикой и собирается. Это наиболее ответственная операция, обеспечивающая полную водонепроницаемость разъема. Для установки ответной части разъема в транце высверливается сквозное отверстие по заднему диаметру ответной части, в которой осуществляется распайка отрезанной части штатного кабеля датчика. Установка ответной части разъема на транец производится на шурупы и силиконовый герметик. Отверстие в транце, через которое проходит штатный кабель датчика, тщательно заполняется силиконовым герметикой. При соединении частей разъема между собой водонепроницаемость обеспечивается внутренним резиновым кольцом в разъеме.
Верхний разъем, расположенный непосредственно у эхолота (фото 3), собирается и герметизируется аналогичным образом. Отрезок штатного кабеля от транца до верхнего разъема в собранной лодке укладывается вдоль борта в паз между надувным баллоном и полом лодки.
Отрезок кабеля от верхнего разъема к основанию эхолота (примерно 300 мм) заканчивается штатным разъемом, подсоединяемым непосредственно к основанию эхолота. При сборке лодки в транспортную тару отрезок штатного кабеля от транца до верхнего разъема оставляется вместе с разъемом непосредственно в ПВХ оболочке лодки.
Монтажная плата изготавливается из плоской стальнойоцинкованной платы размером 150x450 мм, толщиной 1,5 мм, приобретаемой в магазинах крепежа на строительном рынке. Изгиб платы осуществляется по месту в соответствии с фото 3 и с учетомособенностей конструкции вашего эхолота. Для быстрой ручной сборки всей конструкции в лодке крепление платы к сиденью, а также основания эхолота к плате производится подбираемыми по месту винтами М4 — М5 с барашками, приобретаемыми там же. При монтаже платы к сиденью должно быть не менее трех точек крепления. Монтаж основания производится на все четыре винта. При несовпадении точек крепления основания эхолота с отверстиями в плате — просверлить дополнительные отверстия.
Для амортизации аккумулятор с трех сторон оборачивается пенополиуретаном толщиной 4—5 мм и скотчем — фото 5. Обязательны напуски полиуретана на края аккумулятора, весящего около 2,5 кг, предохраняющие повреждение материи сумки или лодки от его острых углов.
Установка эхолота в лодке производится в следующей последовательности:
1. Собрать и надуть до номинального давления лодку.
2. Установить датчик эхолота на транец, зафиксировать его в стояночном положении и подсоединить разъем.
3. Смонтировать монтажную плату на сиденье лодки.
4. Установить сумки под сиденья лодки.
5. Установить аккумулятор в сумке под сиденьем лодки.
6. Подсоединить все разъемы — верхний от датчика и разъем с концами питания к аккумулятору.
7. Смонтировать основание эхолота на плате.
8. Подсоединить все разъемы к их ответным частям на основании эхолота.
9. Воткнуть экран эхолота в его основание.
10. Спустить лодку (кормой вперед) на воду и установить датчик эхолота (если позволяет глубина) в рабочее положение.
Все указанные операции по установке эхолота в лодке занимают не более 10 минут.
Предлагаемая схема размещения эхолота с выносным датчиком (эхолоты марок Humminbird, Eagle, Garmin, Lowrance и пр.) может быть реализована на надувных моторных лодках из ПВХ длиной от 2,2 до 4 м, мощностью мотора до 25 л/с, на скоростях до 40 км/ч и высоте волны до 0,5 м. Данная схема обеспечивается за счет следующих конструктивных решений:
1. Крепления съемного датчика эхолота в нижней части транца лодки и фиксирования его в двух положениях — рабочем ходовом (фото 1) и стояночном (фото 2) — для причаливания и буксирования лодки на берег.
2. Монтажа электрического соединения датчика через водонепроницаемый соединительный радиочастотный разъем — фото 1 и 2.
3. Установки на переднюю скамью лодки монтажной платы, изготовленной из оцинкованной стали, и крепления к ней собственно эхолота винтами с барашками — фото 3.
4. Монтажа провода от датчика эхолота с собственно эхолотом через водонепроницаемый соединительный радиочастотный разъем — фото 3.
5. Установки аккумулятора питания эхолота в матерчатой сумке под передним сиденьем лодки — фото 4.
6. Амортизации аккумулятора питания эхолота пенополиуретаном и его закрепления в сумке посредством пришитой к ней «ленты-липучки» — фото 5.
Общий вид размещения эхолота в лодке представлен на фото 6. Главные требования при этом заключаются в размещении экрана эхолота на монтажной плате таким образом, чтобы обеспечить:
— удобство обзора экрана эхолота с переднего и заднего сидений лодки;
— удобство заброса спиннингов или удочек и вываживания пойманной рыбы с переднего и заднего сидений лодки;
— амортизацию собственно эхолота за счет упругости монтажной платы при движении лодки на большой скорости и высоте волны;
— возможности гребли веслами лодки, как с переднего, так и заднего сидений, не задевая при этом экрана эхолота.
Некоторые рекомендации по монтажу и установке на лодке деталей эхолота:
Начнем с датчика. Кронштейн крепления датчика — стандартный, продается вместе с эхолотом и крепится к транцу шурупами. В рабочем положении для исключения искажающей показания эхолота турбулентности нижняя плоскость датчика монтируется на 2-3 мм ниже уровня нижнего габарита транца. Для удобства крепления и фиксации датчика в рабочем или стояночном положении необходима замена штатного винта крепления на аналогичный по диаметру резьбы винт с барашком и контргайками.
Основные требования к соединительным разъемам — наличие не менее трех контактов и водонепроницаемость, особенно для разъема, стоящего непосредственно у датчика эхолота. В нашем случае применен широко известный четырехконтактный разъем типа СР, выпускаемый нашей промышленностью не менее полувека и приобретаемый на радиорынке. Часть штатного кабеля (около 150 мм от датчика) отрезается для распайки в разъем (фото 2). Далее разобранная и распаянная часть разъема тщательно заполняется силиконовым герметикой и собирается. Это наиболее ответственная операция, обеспечивающая полную водонепроницаемость разъема. Для установки ответной части разъема в транце высверливается сквозное отверстие по заднему диаметру ответной части, в которой осуществляется распайка отрезанной части штатного кабеля датчика. Установка ответной части разъема на транец производится на шурупы и силиконовый герметик. Отверстие в транце, через которое проходит штатный кабель датчика, тщательно заполняется силиконовым герметикой. При соединении частей разъема между собой водонепроницаемость обеспечивается внутренним резиновым кольцом в разъеме.
Верхний разъем, расположенный непосредственно у эхолота (фото 3), собирается и герметизируется аналогичным образом. Отрезок штатного кабеля от транца до верхнего разъема в собранной лодке укладывается вдоль борта в паз между надувным баллоном и полом лодки.
Отрезок кабеля от верхнего разъема к основанию эхолота (примерно 300 мм) заканчивается штатным разъемом, подсоединяемым непосредственно к основанию эхолота. При сборке лодки в транспортную тару отрезок штатного кабеля от транца до верхнего разъема оставляется вместе с разъемом непосредственно в ПВХ оболочке лодки.
Монтажная плата изготавливается из плоской стальнойоцинкованной платы размером 150x450 мм, толщиной 1,5 мм, приобретаемой в магазинах крепежа на строительном рынке. Изгиб платы осуществляется по месту в соответствии с фото 3 и с учетомособенностей конструкции вашего эхолота. Для быстрой ручной сборки всей конструкции в лодке крепление платы к сиденью, а также основания эхолота к плате производится подбираемыми по месту винтами М4 — М5 с барашками, приобретаемыми там же. При монтаже платы к сиденью должно быть не менее трех точек крепления. Монтаж основания производится на все четыре винта. При несовпадении точек крепления основания эхолота с отверстиями в плате — просверлить дополнительные отверстия.
Для амортизации аккумулятор с трех сторон оборачивается пенополиуретаном толщиной 4—5 мм и скотчем — фото 5. Обязательны напуски полиуретана на края аккумулятора, весящего около 2,5 кг, предохраняющие повреждение материи сумки или лодки от его острых углов.
Установка эхолота в лодке производится в следующей последовательности:
1. Собрать и надуть до номинального давления лодку.
2. Установить датчик эхолота на транец, зафиксировать его в стояночном положении и подсоединить разъем.
3. Смонтировать монтажную плату на сиденье лодки.
4. Установить сумки под сиденья лодки.
5. Установить аккумулятор в сумке под сиденьем лодки.
6. Подсоединить все разъемы — верхний от датчика и разъем с концами питания к аккумулятору.
7. Смонтировать основание эхолота на плате.
8. Подсоединить все разъемы к их ответным частям на основании эхолота.
9. Воткнуть экран эхолота в его основание.
10. Спустить лодку (кормой вперед) на воду и установить датчик эхолота (если позволяет глубина) в рабочее положение.
Все указанные операции по установке эхолота в лодке занимают не более 10 минут.
- ↓
- 0
Ура! Нашел подходящую статью по установке эхолота. Давно искал по шаговую инструкцию. Спасибо автор.
- ↓
- 0
Датчик эхолота должен крепиться так чтобы при движении лодки на него не попадали завехрения воздуха, а так все хорошо
- ↓
- 0
Спасибо, обязательно попробую. Хотелось бы узнать с каким эхолотом выгоднее работать.
- ↓
- 0
Очень полезная статья, давно хотел купить эхолот, теперь буду знать как его правильно устанавливать, думаю рыбалка с ним должна быть всегда удачной :)
- ↓
- 0
Многие заблуждаются, когда рассчитывают увидеть изображение дна, рыбу, подводные предметы в объемном и понятном виде. Эхолот не телевизор, показывает то, что видит и при этом может ошибаться. Многое зависит от правильной установки и настройки.
- ↓
- +1
Отличная инструкцию по установке эхолота, все понятно и доступно. С эхолотом теперь рыбалка пойдет лучше, можно увидеть дно озера или речки и понять, где прячется рыба.
- ↑
- ↓
- 0
Наверное, какую то крупную яму эхолот обнаружит. Но насчет косяков рыб, которых можно увидеть на экране — это вряд ли.
- ↓
- 0
Эхолот — это конечно хорошая вещь. У нас он недавно сломался, когда поехали на рыбалку. Видно отсырел. Но мы и без него нашли отличное место для клева.
- ↓
- 0
Да, действительно, эхолот очень полезная вещь в снаряжении любого приверженца спиннинговой рыбалки с лодки.
- ↓
- 0
Больше спасибо за интересную и познавательную статью.
- ↓
- 0
Эхолот хорошая вещь для тех, кто рыбалкой промышляет не для удовольствия, а для заработка или соревнования с кем-то. А так смысла нет покупать его...)
- ↓
- 0
С установкой эхолота теряется романтика рыбалки. С таким же успехом можно просто динамит кидать и собирать рыбу.
- ↓
- 0
В настоящее время многие рыбаки используют эхолот. Но у меня данный прибор всегда ассоциируется с запрещёнными средствами лова. Я сторонник традиционной рыбалки.
- ↓
- 0
Не понимаю, почему запрещенный? От его использования — рыба сама на крючок не садится.