Снаряжение

Установка эхолота

В этой статье я хотел бы поделиться с читателями своим конструкторским решением, касающимся крепления датчика эхолота, а также дисплея в надувной моторной лодке.

Предлагаемая схема разме­щения эхолота с выносным датчиком (эхоло­ты марок Humminbird, Eagle, Garmin, Lowrance и пр.) может быть реализована на надувных моторных лодках из ПВХ дли­ной от 2,2 до 4 м, мощностью мотора до 25 л/с, на скоростях до 40 км/ч и высоте волны до 0,5 м. Данная схема обеспечи­вается за счет следующих конструктивных решений:

1. Крепления съемного датчика эхолота в нижней части транца лодки и фиксирования его в двух положениях — рабочем ходовом (фото 1) и стояночном (фото 2) — для причаливания и буксирова­ния лодки на берег.

2. Монтажа электрического сое­динения датчика через водонепро­ницаемый соединительный радио­частотный разъем — фото 1 и 2.

3. Установки на переднюю ска­мью лодки монтажной платы, изготовленной из оцинкованной стали, и крепления к ней собст­венно эхолота винтами с бараш­ками — фото 3.

4. Монтажа провода от датчика эхолота с собственно эхолотом через водонепроницаемый соеди­нительный радиочастотный разъ­ем — фото 3.

5. Установки аккумулятора питания эхолота в матерчатой сумке под передним сиденьем лодки — фото 4.

6. Амортизации аккумулятора питания эхолота пенополиуре­таном и его закрепления в сумке посредством пришитой к ней «ленты-липучки» — фото 5.

Общий вид размещения эхо­лота в лодке представлен на фото 6. Главные требования при этом заключаются в размещении экрана эхолота на монтажной плате таким образом, чтобы обеспечить:

— удобство обзора экрана эхолота с переднего и заднего сидений лодки;

— удобство заброса спиннингов или удочек и вываживания пой­манной рыбы с переднего и зад­него сидений лодки;

— амортизацию собственно эхо­лота за счет упругости монтаж­ной платы при движении лодки на большой скорости и высоте волны;

— возможности гребли веслами лодки, как с переднего, так и зад­него сидений, не задевая при этом экрана эхолота.

Некоторые рекомендации по монтажу и установке на лодке деталей эхолота:

Начнем с датчика. Кронштейн крепления датчика — стандарт­ный, продается вместе с эхоло­том и крепится к транцу шуру­пами. В рабочем положении для исключения искажающей показания эхолота турбулент­ности нижняя плоскость датчика монтируется на 2-3 мм ниже уровня нижнего габарита транца. Для удобства крепления и фик­сации датчика в рабочем или стояночном положении необ­ходима замена штатного винта крепления на аналогичный по диаметру резьбы винт с бараш­ком и контргайками.

Основные требования к соеди­нительным разъемам — наличие не менее трех контактов и водо­непроницаемость, особенно для разъема, стоящего непос­редственно у датчика эхолота. В нашем случае применен широ­ко известный четырехконтакт­ный разъем типа СР, выпускае­мый нашей промышленностью не менее полувека и приобре­таемый на радиорынке. Часть штатного кабеля (около 150 мм от датчика) отрезается для распайки в разъем (фото 2). Далее разобран­ная и распаянная часть разъема тщательно заполняется силико­новым герметикой и собирается. Это наиболее ответственная опе­рация, обеспечивающая полную водонепроницаемость разъема. Для установки ответной части разъема в транце высверливается сквозное отверстие по заднему диаметру ответной части, в кото­рой осуществляется распайка отрезанной части штатного кабе­ля датчика. Установка ответной части разъема на транец произво­дится на шурупы и силиконовый герметик. Отверстие в транце, через которое проходит штат­ный кабель датчика, тщательно заполняется силиконовым гер­метикой. При соединении частей разъема между собой водоне­проницаемость обеспечивается внутренним резиновым кольцом в разъеме.

Верхний разъем, расположен­ный непосредственно у эхолота (фото 3), собирается и герме­тизируется аналогичным обра­зом. Отрезок штатного кабеля от транца до верхнего разъема в собранной лодке укладывается вдоль борта в паз между надув­ным баллоном и полом лодки.
Отрезок кабеля от верхнего разъема к основанию эхолота (примерно 300 мм) заканчивается штатным разъемом, подсоединя­емым непосредственно к основа­нию эхолота. При сборке лодки в транспортную тару отрезок штатного кабеля от транца до верх­него разъема оставляется вместе с разъемом непосредственно в ПВХ оболочке лодки.

Монтажная плата изготавли­вается из плоской стальнойоцинкованной платы размером 150x450 мм, толщиной 1,5 мм, приобретаемой в магазинах крепежа на строительном рынке. Изгиб платы осущест­вляется по месту в соответ­ствии с фото 3 и с учетомособенностей конструкции вашего эхолота. Для быстрой ручной сборки всей конструкции в лодке крепление платы к сиденью, а также основа­ния эхолота к плате производится подбираемыми по месту винтами М4 — М5 с барашками, приоб­ретаемыми там же. При монтаже платы к сиденью должно быть не менее трех точек крепления. Монтаж основания произво­дится на все четыре винта. При несовпадении точек крепления основания эхолота с отверстиями в плате — просверлить дополни­тельные отверстия.
Для амортизации аккумулятор с трех сторон оборачивается пенополиуретаном толщиной 4—5 мм и скотчем — фото 5. Обязательны напуски полиурета­на на края аккумулятора, весяще­го около 2,5 кг, предохраняющие повреждение материи сумки или лодки от его острых углов.

Установка эхолота в лодке производится в следующей последовательности:

1. Собрать и надуть до номиналь­ного давления лодку.

2. Установить датчик эхолота на транец, зафиксировать его в стоя­ночном положении и подсоеди­нить разъем.

3. Смонтировать монтажную плату на сиденье лодки.

4. Установить сумки под сиденья лодки.

5. Установить аккумулятор в сумке под сиденьем лодки.

6. Подсоединить все разъемы — верхний от датчика и разъем с концами питания к аккумуля­тору.

7. Смонтировать основание эхо­лота на плате.

8. Подсоединить все разъемы к их ответным частям на основа­нии эхолота.

9. Воткнуть экран эхолота в его основание.

10. Спустить лодку (кормой впе­ред) на воду и установить датчик эхолота (если позволяет глубина) в рабочее положение.

Все указанные операции по установке эхолота в лодке занимают не более 10 минут.

Ура! Нашел подходящую статью по установке эхолота. Давно искал по шаговую инструкцию. Спасибо автор.
Датчик эхолота должен крепиться так чтобы при движении лодки на него не попадали завехрения воздуха, а так все хорошо
Спасибо, обязательно попробую. Хотелось бы узнать с каким эхолотом выгоднее работать.
Очень полезная статья, давно хотел купить эхолот, теперь буду знать как его правильно устанавливать, думаю рыбалка с ним должна быть всегда удачной :)
Многие заблуждаются, когда рассчитывают увидеть изображение дна, рыбу, подводные предметы в объемном и понятном виде. Эхолот не телевизор, показывает то, что видит и при этом может ошибаться. Многое зависит от правильной установки и настройки.
Отличная инструкцию по установке эхолота, все понятно и доступно. С эхолотом теперь рыбалка пойдет лучше, можно увидеть дно озера или речки и понять, где прячется рыба.
Наверное, какую то крупную яму эхолот обнаружит. Но насчет косяков рыб, которых можно увидеть на экране — это вряд ли.
Эхолот — это конечно хорошая вещь. У нас он недавно сломался, когда поехали на рыбалку. Видно отсырел. Но мы и без него нашли отличное место для клева.
Да, действительно, эхолот очень полезная вещь в снаряжении любого приверженца спиннинговой рыбалки с лодки.
Больше спасибо за интересную и познавательную статью.
Эхолот хорошая вещь для тех, кто рыбалкой промышляет не для удовольствия, а для заработка или соревнования с кем-то. А так смысла нет покупать его...)
С установкой эхолота теряется романтика рыбалки. С таким же успехом можно просто динамит кидать и собирать рыбу.
В настоящее время многие рыбаки используют эхолот. Но у меня данный прибор всегда ассоциируется с запрещёнными средствами лова. Я сторонник традиционной рыбалки.
Не понимаю, почему запрещенный? От его использования — рыба сама на крючок не садится.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.