Приманки

Кролеры


Эти поверхностные приманки как-то очень незаметно появились в свое время на прилавках наших рыболовных магазинов. Первый кролер живьем я увидел лет 7-8 назад, но если, например, с попперами с самого начала все было более-менее понятно, то вот что делать с кролерами -этот вопрос для многих из нас долго оставался без ответа. Да и сейчас даже в кругах серьезных и следящих за современными веяниями спиннингистов этот тип поверхностных приманок остается, пожалуй, наименее признанным…
Язык, на котором общаются между собой рыболовы, очень трудно понять человеку со стороны. Более того, даже в пределах одной группы хорошо знакомых друг с другом рыболовов иногда возникает недопонимание, обусловленное недостатком знания специальных терминов. Это я к тому, чтобы вы не предъявляли претензий к редактору, не вырезавшему столь неблагозвучное слово из заглавия этого пункта.

… После очередного дня рыбалки на Кипре один из наших на вопрос, на что ему удалось поймать так много бассов, ответил: на «гниду»! Я постеснялся попросить уточнить, что же такое «гнида». Но когда, на следующий день все повторилось — снова больше всех бассов и снова — на нее, попросил эту самую «гниду» показать.

«Гнида» оказалась кролером. Просто обладатель приманки правильного названия не знал и дал ей свое. А почему именно такое? Да просто так — наверное, потому, что при своих очень скромных размерах приманка создавала просто-таки бешеное бурунение на поверхности. Много шума — это вовсе не обязательно плюс. Но в данном случае было именно так…

Немного истории и два основных типа кролеров

Кролеры оформились как класс даже раньше лопастных воблеров. Патент на заложенный в них принцип работы был выдан еще в середине 20-х годов прошлого столетия. Но по-настоящему популярными кролеры стали в 40-50-х годах — с момента начала продаж знаменитого Heddon Crazy Crawler. Эта модель дала и общее название данному классу приманок в целом. Точнее — одному из его двух подклассов.
Если у Crazy Crawler имеются т.н. «крылья», которые складываются при забросе и оттопыриваются с началом проводки, то вот у такого, не менее знакового кролера (представленного впервые в 1937 г.), как Arbogast Jitterbug, вместо них — широкая, как у бульдозера, стационарная «лопата», расположенная поперек тела приманки и наклоненная приблизительно под углом 45° по отношению к нему. Кролеры второго типа, пожалуй, даже преобладают. По крайней мере, они чаще встречаются в продаже.

В чем принципиальная разница между одними и другими? «Крылатые» кролеры дают при равных размерах больший шумовой эффект и возмущение водной поверхности. Они и забрасываются немного дальше — за счет более обтекаемой геометрии в полете. Но вот там, где важна проходимость по траве, предпочтительнее кролеры «бульдозерного» типа.

Правда, о проходимости в нашем случае можно говорить с большими оговорками — ведь эти приманки, строго говоря, не являются «незацепляйками». Но вот там, где растительности относительно немного, отличие между двумя разновидностями кролеров заметно: «крылатый» — имеет свойство собирать на свои «крылья» траву, тогда как «бульдозерный» — по тому же месту проходит довольно легко, как бы проскальзывая над травой.

У кролеров, конечно, имеются открытые крючки, поэтому это проскальзывание не получается по-настоящему эффективным, однако, стоит заметить, что, в отличие от большинства воблеров, кролер остается привлекательным для рыбы даже при наличии пучков травы на его крючках — часто щука «ест» его вместе с зеленью. Кроме того, кролер менее подвержен зацепам за траву, чем, например, поппер — уже в силу того, что попперу, который при рывках немного заныривает под воду, требуется на несколько сантиметров больше пространства между поверхностью и слоем водорослей.

Как они работают

Стиль плавания «кроль» (crawl) имеет тот же корень. Кролер ведет себя на проводке и в самом деле очень похоже на пловца, поочередно быстро загребающего то правой рукой, то левой. Базовая проводка кролера — предельно проста. Катушку вращаем равномерно, удилище держим неподвижно. Кролер же все, что требуется, делает сам: он «колбасится» из стороны в сторону, создавая на поверхности воды возмущения и издавая характерный урчаще-бурлящий звук. Если с тем же поппером далеко не у всех получается сразу поймать более или менее правильную проводку, то с кролером такой проблемы быть не должно.

Но это — именно самые основы кролерной анимации. Если вы проявите к кролерам несколько больший интерес, нежели поверхностно-ознакомительный, то перед вами неизбежно встанет ряд вопросов. Попробуем сразу на них ответить.

Прежде всего, скорость проводки — какой она должна быть? Вот, для поппера, как мы знаем, скорость может быть оправдана в зависимости от ситуации — самая разная. В случае с кролером выбор скорости проводки менее «демократичен». Оптимальный темп движения кролера можно назвать «средне-быстрым», а существенные отклонения от этого стандарта, как правило, идут во вред качеству проводки и, соответственно, количеству поклевок. Оптимальная скорость зависит и от конкретной модели кролера — для одних она больше, для других — меньше, но все равно она умеренно-высокая.

Как определить эту самую оптимальную скорость? Это весьма просто — на ней кролер наиболее выражено проявляет свою характерную «игру», что достаточно хорошо видно: он и волну гонит максимальную, и бурление создает соответствующее.

Если вам кажется, что кролер все-таки работает как-то не совсем так, попробуйте поменять положение вершинки спиннинга — держать ее ниже или выше. Иногда это дает очень заметный эффект.

Поскольку мы все привыкли ловить на поверхностные приманки рывковой проводкой, непременно возникает желание попробовать «потвичить» и кролер. Это не возбраняется, и иногда даже дает некоторый позитивный эффект, но все же нельзя не отметить, что равномерная проводка срабатывает чаще. Вот проводка без рывков, но с паузами — на мой взгляд, для кролеров более оправдана, чем в стиле твичинга. Если нет поклевок на монотонной проводке, то стоит попробовать «stop and go».

Тактика ловли на кролеры

В общем-то, не удивительно, что кролеры у нас гораздо менее популярны, чем попперы и уокеры. Эти приманки менее универсальны. Я пришел к этому выводу не сразу, а уделяя кролерам подчеркнутое внимание в последние два-три года — как самим по себе, так и в сопоставлении с другими поверхностными и не только поверхностными приманками.

Объективно самый уместный и оправданный случай применения кролеров — это ловля активной рыбы на обширном мелководье. Представьте ситуацию: однородный полив водохранилища, верхняя часть большого пруда, торфяной карьер и т.п. с глубинами в пределах полутора-двух метров, ровным дном и некоторым количеством травы, в основном не выходящей на поверхность. Щука здесь в том или ином количестве присутствует, и, по крайней мере, часть ее — активна, но вот отсутствие ориентиров, от которых можно было бы отталкиваться, затрудняет встречу нашей приманки с этой активной щукой, превращая успех или неудачу рыбалки в дело случая. Кролер с его быстроходностью и заметностью позволяет решить проблему эффективнее других средств. Мы просто «чешем» акваторию последовательными веерными проводками, довольно быстро перемещаемся с точки на точку, и рано или поздно ловим активную щуку, потом -другую, третью… Причем скорее рано, чем поздно, потому что кролер — это приманка быстрого действия. Пассивную же щуку — игнорируем, будто ее вовсе нет. Это примерно как стратегия освоения целины в СССР: на скорую руку засеять большие площади, понимая, что урожайность в пересчете на гектар будет очень невысокой, однако в целом, за счет оперативности и масштабности, получить хороший количественный результат…

Для того чтобы эта схема работала, требуется два непременных условия. Первое: щука должна в принципе реагировать на поверхностные приманки, что, как мы с вами хорошо знаем, бывает не всегда. Второе: она должна реагировать именно на кролеры. Когда я чуть выше говорил о не универсальности этих приманок, имелось в виду, что не всегда там, где хищник вообще ловится на «поверхностники», он ловится и на кролеры тоже. Но, замечу, если бы это ограничение проявлялось в большинстве ситуаций, наш с вами сегодняшний разговор имел бы минимум практического смысла.

Но это не так, смысл определенно есть — щука и окунь достаточно часто проявляют к кролерам системный интерес. Благодаря монотонной проводке, с кролерами выше доля реализации поклевок. Ведь с рывковыми поверхностными приманками очень часто выходит так, что мы видим одну атаку за другой, а на крючки садится в лучшем случае одна щука из трех. Это все потому, что рыбе, при резкой смене приманкой курса и скорости, далеко не всегда удается правильно «просчитать» направление броска. Кролер же идет по прямой, и ухватить его для щуки — проще простого. Холостые атаки, впрочем, тоже бывают, но не много, и это уже явно не промахи, а следствие того, что щука «передумала»…

Понятно, что условия, в которых мы ловим, это далеко не всегда то, что можно назвать обширным однородным мелководьем. Где кролеры бывают также эффективны, так это прибрежная ловля в реках — под нависшими деревьями. Основным объектом здесь уже является не щука, а жерех, и сама техника подачи приманки заметно отличается. Кролер забрасывают поперек течения и немного вниз, после чего можно еще стравить некоторое количество лески, а потом уже начинать проводку. В данном случае стоит отойти от базовой техники и вести приманку с паузами. Воздействие течения приводит к тому, что кролер сносится по дуге. Мы на несколько секунд его, что называется, «включаем», делая до пяти оборотов ручки катушки в среднем темпе, а потом на те же несколько секунд останавливаем подмотку и даже, возможно, немного отдаем шнур, подавая удилище вперед. Затем этот цикл повторяем. В результате получается довольно характерный рисунок на поверхности воды: наша приманка то как бы «умирает» — ее практически не видно, не слышно, то она вдруг начинает бешено кувыркаться, и каждый раз это происходит благодаря сносу немного в другом месте. Жерех, обычно курсирующий где-то здесь под деревьями, на такое поведение кролера просто не может не обратить внимание. Поклевка, как показал мой опыт, возможна на самых разных шагах проводки — начиная от первой бурлящей потяжки кролера и заканчивая конечным положением приманки — когда течение уже практически вынесло ее к берегу, но до осоки или песчаного пляжа остается какой-нибудь метр. Случаются, кстати, и поклевки между потяжками, т.е. практически на неподвижный кролер.

Наступает ночь…

Кролеры часто позиционируются как приманки для ночной ловли. На данный момент я, к сожалению, не могу поделиться опытом их применения именно в ночные часы, т.е. в по-настоящему темное время суток, но вот в глубоких сумерках ловить на них приходилось не раз — и весьма успешно.

Здесь, безусловно, также сказывается акустическая заметность кролеров: в условиях низкой освещенности хищник больше ориентируется по механическим колебаниям звуковых и инфра-звуковых диапазонов частот — и распознает кролер как потенциальный объект атаки на большом расстоянии. Это касается и басса, и щуки, но в большей мере — все-таки окуня. Просто окунь — ярче выраженный дневной хищник, ночью же он бывает активным очень редко, но вот непосредственно перед тем, как окончательно стемнеет — как правило, наблюдается всплеск окуневой активности, так называемый «поздневечерний выход». Этот «выход» длится порядка часа, в начале которого окунь набрасывается на любую более или менее подходящую приманку, но потом, по мере сгущения сумерек, — начинает сказываться «куриная слепота», и окунь уже хуже реагирует на визуально плохо заметные приманки. А вот кролеры продолжают исправно работать до самого окончания вечернего «выхода», которое примерно совпадает с появлением на небе наиболее ярких звезд. Тот вот, например, окунь, которого вы можете видеть на фото, пойман в начале июля около одиннадцати вечера.

Несколько советов по доработке кролеров

Кролеры небольшого размера оснащаются парой маленьких тройников — у типичного кролера короткое тело, и более крупные тройники постоянно сцеплялись бы. Мелкие крючки — это нормально, если ориентироваться на ловлю окуня или щучки-травянки.

Но на небольшие кролеры нередко клюет и весьма крупная и сильная рыба. У меня было, например, два случая, когда окуневый кролер атаковали голавли сильно за кило, но ни одного вытащить не удалось — тройники не выдерживали рывков и разгибались.

Самое правильное в подобной ситуации — это заменить два мелких тройника на один более крупный. Только куда именно его поставить? Я обычно ставлю на переднюю из двух петелек.

Когда в воде много поверхностной травы, можно существенно увеличить проходимость кролера, заменив тройник (или тройники — если их два) на один двойной крючок, расположенный жалами вверх — как на фото. Здесь уже лучше на задней петельке.

Большинство кролеров оснащается голыми крючками — без оперения или чего-то подобного. Однако некоторый смысл оснастить задний тройник небольшим твистером или октопусом, на мой взгляд, есть. На «игру» приманки такая подсадка немного повлияет, но все же не в худшую сторону. А шансов подвигнуть на поклевку слегка заторможенного хищника, выходящего за приманкой, но максимум на что готового, так это прикусить ее за самый кончик, прибавится.

Эта ловля, как и ловля на все остальные поверхностные приманки, самая красивая и азартная. Я больше предпочитая попперы, но и кролеры показывают отличный результат.
Кролеры пускают за собой прикольные «усы». Не все топ-вотеры можно проводить равномерно, а прелесть кролера в том, что он играет на равномерной проводке.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.