Самоделки

Ремонт удочек в домашних условиях

Сломанное любимое удилище — это всегда большое расстройство. Ведь после поломки рыболов теряет «рабочий инструмент». Во многих, но не во всех случаях, можно провести сносный по качеству ремонт непосредственно дома, своими силами.

Прежде чем сделать удочку, нужно оценить как техническую возможность самого ремонта, так и его целесообразность. Сначала нужно оценить именно целесообразность. Может получиться так, что материальные и трудовые затраты на ремонт превысят стоимость самого удилища. Если вы проживаете в крупном городе, в котором функционирует несколько рыболовных магазинов, то приобрести недорогую удочку вместо поломанной не составит большого труда, да и не нанесет ощутимого финансового удара. Иное дело, если вы поломали длинное маховое или штекерное удилище, приобретенное на выставке, по каталогу или по случаю и за приличные деньги. Тогда первым вопросом становится замена сломанного колена.

Теоретически это возможно, но только если сильно повезет. Во-первых, повезет, если вы приобрели удилище непосредственно у производителя, который позаботился о запчастях. Во-вторых, может повезти, если вдруг удастся подобрать колено от другого удилища. Даже если брать колена от одного удилища и заменять ими колена другого удилища, сделанного на одном и том же производстве, то все равно должно повезти, чтобы они стыковались. Хотя такие случаи и бывают.

Прежде чем приступить к ремонту, нужно точно оценить его возможность. Для того чтобы помочь это сделать, рассмотрим несколько наиболее распространенных типов поломок поплавочных удилищ и методов ремонта.

На первом месте, безусловно, стоят поломки, которые произошли из-за неаккуратного обращения с удилищем. Чаще всего на удилище наступают. Наступают обычно на середину колен. Если сломано одно колено, то проще, а вот если наступили и продавили несколько колен, то дешевле удилище выбросить и купить новое. Очень часто удилище придавливают дверью автомобиля. Такие случаи характерны, когда рыбалка плавно перетекает в расслабленный отдых, а сборы домой проводятся уже в темноте. Я лично видел колено удилища, сломанное в семи местах. Колено никак не хотело «залезать» в автомобиль и его постепенно пропихивали, каждый раз пытаясь закрыть дверь. И так — семь раз.

На втором месте стоят поломки, которые произошли во время перегруза удилища. Перегруз удилища возникает тогда, когда используются очень тяжелые оснастки, когда длинным и недостаточно мощным удилищем пытаются забросить оснастку против сильного ветра, а также во время попытки заброса оснастки с зацепленным за кусты крючком и во время попыток оборвать оснастку после «мертвого» зацепа с помощью удилища.

Во время перегруза излом колена происходит обычно в нижней его трети. Такие поломки подлежат достаточно простому ремонту. Для этого алмазным инструментом (любой другой инструмент не режет углеродное волокно, а ломает его) торцуют срез. Получают укороченную нижнюю часть колена. Верхнюю часть сломанного колена вставляют в нижнюю часть и подгоняют заход. Заход подгоняют, укорачивая нижнюю часть верхнего обрезка до тех пор, пока длина сопряжения не будет составлять три диаметра в месте стыка. Так стыковать сломанное колено можно даже на рыбалке.

В том случае, если колено сломано практически в середине, есть одна тонкость в ремонте. Для того чтобы максимально снизить вес колена после ремонта, нужно торцевать тонкий обломок и уже после этого обрезать торец толстого обломка до тех пор, пока заход обломков не станет нужной длины.

После подгонки обрезков их лучше склеить между собой капелькой водостойкого клея, но можно и не клеить.

Отремонтированное таким образом удилище имеет несколько другой строй, но ловить им можно неограниченно долго, то есть до второго непредвиденного случая.

Хуже обстоит дело, если произошло расщепление колена в верхней его части, с торца колена или если сломано комлевое колено. В этом случае применяется бандаж. Бандажирование сломанного колена также применяется при ремонте колен штекерных спиннингов и матчевых удилищ.

Провести самостоятельный ремонт в домашних условиях можно по следующей технологии. Сломанное колено нужно насадить на какую-либо оправку. Реально это может быть более тонкое колено удилища.

Для того чтобы потом отремонтированное колено снять с оправки, ее следует покрыть разделительным слоем. В качестве такого слоя можно использовать полиэтиленовую пленку, но лучше воспользоваться смазкой. Наилучшие результаты получаются, когда используется воск. Но достать натуральный воск относительно сложно, намного проще запастись восковой натиркой для полов. Смазка наносится на оправку по всей длине. На оправку со смазкой одевается колено, и можно приступить к ремонту. Берется тонкая, не толще 0,12 мм, стеклоткань. Можно взять кусочек стеклоткани, которая используется как электроизоляция или как теплоизоляция. Стеклоткань нужно обязательно отжечь на электроплите. Во время отжига происходит удаление парафиновых замасливателей с поверхности стеклоткани. Отжигать можно и на открытом огне, нужно только не перегреть стеклоткань, чтобы стекловолокна не начали плавиться. Если вы все же нечаянно прожгли ткань, то ее нужно заменить, иначе прочность бандажа будет низкой. После подготовки ткани можно приступить к изготовлению связующего. В качестве такового лучше использовать эпоксидную смолу, причем смолу, которая рассчитана на полимеризацию в течение не менее 10-12 часов. Чем медленнее пойдет полимеризация, тем прочнее будет соединение. Смола смешивается с отвердителем в той пропорции, которая рекомендуется в инструкции к ней. Смешивать очень удобно в крышечках из полиэтилена, которые используются для закрывания банок. Смолу тщательно перемешивают. Делать это лучше, поставив крышечку на теплую батарею отопления. Подогретая смола будет иметь меньшую вязкость и лучше пропитывать стеклоткань.

Из стеклоткани вырезается раскрой. Размеры раскроя делаются такими, чтобы бандаж перекрывал трещину колена по длине на 3-4 сантиметра с каждой стороны. Ширина стеклоткани должна быть такой, чтобы обернуть колено в месте излома приблизительно четыре раза. Раскрой ткани пропитывают подготовленной смолой и аккуратно обматывают излом. На следующем этапе стеклоткань нужно закрепить и уплотнить. Для этого используется лавсановая пленка. Удобно использовать старую магнитофонную ленту, причем узкую. Ленту нужно обязательно класть на стеклоткань той стороной, на которой нет магнитного слоя, иначе потом ее будет очень трудно снимать. Лента кладется виток к витку, причем с нахлестом и при постоянном натяжении. При этом избыток смолы будет выдавливаться на поверхность. После обмотки, которая называется опрессовкой, избыток смолы снимают тряпкой. На следующий день, прежде чем снять ленту, имеет смысл прогреть отремонтированное место. Для этого можно использовать фен или другой источник горячего воздуха. После прогрева прочность соединения возрастет. Можно поступить и по другому. Снять ленту, просто смотав ее, прогреть ремонтное место. В этом случае колено можно греть уже до температуры 100-120 градусов в течение получаса. При более высокой температуре смолы бытового назначения могут поменять прочностные характеристики, и лучше не рисковать.

Нужно отметить, что ремонт колена в домашних условиях не обеспечит полного восстановления прочности материала. Смолы холодного отверждения боятся воздействия влаги, поэтому придется после каждой рыбалки колено сушить. Но в целом такой способ ремонта обеспечивает нужную прочность и надежность.

Отдельные проблемы возникают, когда происходит излом самого верхнего колена. Если кончик не пустотелый, то его следует или заменить, или укоротить до места излома. Попытки ремонтировать с помощью бандажа приносят удовлетворительные результаты лишь в тех случаях, если удается состыковать обломки с помощью кусочка очень тонкостенной и легкой трубки. Но, как правило, ничего хорошего из такого ремонта не получается. Все дело в той дополнительной массе, которая заключена в самой трубке. Каждый грамм лишнего веса на конце удилища очень сильно изменяет строй. Если происходит слом кончика спиннинга, а обычно место слома находится близко к тюльпану, лучше всего укоротить спиннинг до места излома и переставить тюльпан. Очень редко требуется еще переставить и следующее, ближнее к тюльпану пропускное кольцо. То же можно сказать и об удилищах с кольцами.

Бывают случаи, когда во время вываживания крупной рыбы рыболов хватается рукой за бланк спиннинга выше рукояти. Такое действие достаточно часто приводит к тому, что ломается нижнее колено спиннинга. Причина тому очень простая. Перехватывая бланк рукой, рыболов переносит точку приложения сил от рукояти, тем самым создает на бланке критическую нагрузку.

Отремонтировать такой излом с помощью бандажа очень трудно. Лучше снять грибок или пробку и с нижнего конца вставить в место излома стеклопластиковый или углепластиковый стержень. Стержень вставляется и вклеивается с помощью эпоксидной смолы. Если есть возможность, то следует подобрать длину его таковой, чтобы нижнее окончание заходило под пробку рукояти до начала катушкодержателя. Верхнее окончание стержня идеально продлить до обливки ближайшего к рукояти пропускного кольца. В этом случае удастся снизить концентрации напряжений на концах вставки и сместить критические сечения в наиболее безопасные для бланка места.

Из других случаев, когда требуется ремонт, можно отметить разбивание вкладыша пропускного кольца, что потребует замены кольца.

Замена пропускного кольца, а тем более самостоятельное оснащение удилища пропускными кольцами, операция намного более сложная, чем это кажется на первый взгляд. Замена кольца производится по следующей незатейливой схеме.

Сначала нужно над лапкой кольца надрезать обливку и обмотку. Затем аккуратно снять обмотку. На это же место наложить лапки нового кольца, предварительно смазав их быстросохнущим клеем. После фиксации пропускного кольца на бланке удилища быстросохнущим клеем смазывается внешняя поверхность лапок и с помощью тонкой шелковой нити лапки приматываются к бланку. Класть нитку нужно виток к витку с натяжением.

После того как примотка завершена, монтажному клею дают высохнуть. Завершающая стадия заключается в обливке места крепления пропускного кольца. В качестве обливки используются специальные смолы, если таковых под рукой нет, то можно использовать эпоксидную смолу. Смола наносится тонким слоем, поскольку прочность соединения от толщины слоя обливки практически не зависит.

Если вы решили оснастить удилище пропускными кольцами, то нужно оценить целесообразность такого действия. Дело в том что самые легкие маховые удилища обычно не рассчитаны на установку колец. Удилища среднего класса позволяют использовать их как с кольцами, так и без колец. В любом случае установка колец, даже самых легких, приведет к изменению строя удилища. Причем на легких удилищах строй может измениться настолько, что во время заброса удилище может развалиться в буквальном смысле этого слова. Вес пропускных колец при большом рычаге может оказаться достаточным, чтобы сломать колено удилища.

Если вы все же решились на установку колец, то делать это можно также как при замене кольца. При определении места установки кольца обратите внимание на структуру материала колена. Визуально отыщите место, где заканчивается нахлест ткани. Здесь толщина колена максимальная, и кольцо нужно ставить с диаметрально противоположной стороны для компенсации напряжений при нагрузке удилища.

Случаи выхода из строя рукояти из-за расслоения склейки пробки или срыва резьбы на катушкодержателе бывают крайне редко, но ремонтируются относительно хлопотно.

Очень часто требуется ремонт удилища, которое не было сломано. Дело в том что через несколько лет усиленной эксплуатации колена удилища изнашиваются на стыках. Например, довольно часто кончик махового удилища начинает выскакивать из второго колена. Изнашивание заходов приводит к уменьшению их длины. Как следствие, меняется строй удилища, оно становится «сопливым». Но самое главное, падает прочность удилища в целом из-за уменьшения длины стыков.

Удилище можно восстановить. Для этого я бы посоветовал сделать следующее. Отметить карандашом на комле изношенного колена границу предстоящей обливки. Для этого измеряется диаметр комля, результат умножается на три и к нему добавляется еще 30 мм. Это идеальная длина захода для любого удилища. Отмеченный участок колена тщательно моется с использованием ацетона или уайт-спирита. Разводится эпоксидная смола, в которую можно добавить процентов 30 талька. Смесь наносится равномерно на всю отмеченную часть комля колена.

Для равномерного распределения обливки хорошо использовать низкооборотный электродвигатель. Колено закрепляется в горизонтальном положении и вращается в течение нескольких часов, вплоть до застывания обливки. После того как смола встала, обливка прогревается. Теперь можно приступать к подгонке колен. Для этого обливка шлифуется наждачной бумагой. Периодически проверяется длина и равномерность захода.

Обливка протирается мелом, колено вставляется в более толстое колено, извлекается, и по пятну мела вы выявляете места дошлифовки. Занятие нудное, кропотливое и долгое, но при определенном навыке подогнать колено можно в течение получаса.

Добавление талька в смолу делает обливку более мягкой и податливой в обработке, но существенно снижает долговечность ремонта. Неплохие результаты дает замена талька на очень тонкую стеклоткань. Техническая проблема заключается лишь в том, что нужно исхитриться и положить на стык единственный полный оборот стеклоткани без нахлеста.

Весьма частым и неприятным явлением, которое собственно не относится к излому удилища, но нередко служит его причиной, является заклинивание колен.

Причин заклинивания колен несколько. Чаще всего это происходит с удилищами, которые не были вовремя помыты и высушены. Заклиниванию подвержены все удилища, у которых со временем сносились заходы колен.

Еще одной распространенной причиной является температурное расширение материала удилища в жаркую погоду. Этим страдают все изделия, изготовленные из смол холодного отверждения. Весьма часто заклинивают колена, которые были заменены, из-за микроскопического несовпадения конусности в месте стыка.

Как показывает практика, попытки введения в заклиненный узел воды, смазки или керосина не приводят к положительному результату. Чаще заклинивание только усиливается.

Делать нужно следующее. Во-первых, попытаться вдвоем провернуть место стыка. Для этого один берется за более толстое колено, причем одной рукой держится за стык. Второй берется рукой как можно ближе к стыку и без рывков, с натягом, пытается провернуть более тонкое колено. Если усилие приводит к тому, что начинает деформироваться колено, попытки нужно оставить. Следующим действием будет нагрев. Нагревать заклиненное место дело тонкое. Если попадется удилище, связующее которого отверждалось при температуре ниже 170 градусов, то нагрев весьма вероятно приведет к расслоению материала, а не к ликвидации заклинивания. Обычно такое случается с самыми дешевыми удилищами.

Нагревать стык лучше над электроплиткой, а не над открытым огнем, хотя лично я неоднократно расстыковывал колена с помощью зажигалки, но для этого нужна большая практика. Итак, стык равномерно прогревается и в нагретом состоянии вдвоем производится одна или несколько попыток расклинить колена. Обычно это приводит к положительному результату.

Есть еще один очень эффективный способ расклинивания маховых удилищ. Для этого толстое колено кладут на стол. К нему изолентой вдоль приматывается, например, тяжелый лом. К торцу тонкого колена прикладывается деревянный чурбачок или отрезок доски. Теперь нужно тяжелым молотком точно по оси колена нанести удар по доске. Если удар нанесен точно и с достаточной силой, то расклинивание происходит моментально.

Если вы опасаетесь использовать принудительное расклинивание, то имеет смысл оставить удилище в покое, предположительно на неделю. После того как удилище высохнет, можно попытаться провернуть место стыка.

В заключение хотелось бы сказать, что если ремонт поплавочных удилищ, как правило, приводит к восстановлению прочности, то ремонт спиннингов обычно приводит к тому, что около места ремонта появляется критическое сечение и во время последующего возможного сильного нагружения бланка вероятность излома весьма высока. Поэтому прежде чем приступать к ремонту спиннингового удилища, стоит подумать, а не приобрести ли новое удилище. В конечном итоге такой шаг более правильный.

Яншевский А.

К сожалению отремонтировав поломанный спининг, уже не будет иметь необходимой гибкости. А ремонт поплавочной удочки описан очень подробно, любому начинающему и даже более опытному рыболову помогут данные советы
Пробовал я ремонтировать старый деревянный спиннинг, только напрасно время потратил. При первой серьезной поклевке, сломал в другом месте. Решил купить титановый.
К сожалению сейчас много продают китайских товаров. Поломаешь такой спиннинг, лучше будет выкинуть его и купить новый, чем возиться с его ремонтом. Хотя настоящий рыбак должен уметь чинить свою удочку.
В домашних условиях нормально отремонтировать углепластиковое удилище проблематично. Если сломался мах, то лучше сразу менять колено. Со спиннингами проще, но тоже проблема. Лучше пользоваться услугами специализированных мастерских.
У меня пока проблем с поломкой не возникало, а так в дальнейшем очень полезная информация для ремонта.
Вот и проблема: или купить недорогую удочку, которую при поломке не жалко выбросить или купить дорогую, которую если и отремонтируешь, в 99 процентах потеряет свои свойства. Но отремонтировать свою снасть все таки нужно уметь!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.